Обычно люди думают, что политический террор их не коснется. Дескать, мы люди простые и маленькие, в политику не лезем, миллионами не ворочаем, на митинги оппозиционеров не ходим – за что же нас сажать?!
Но в том-то и дело, что у политических репрессий есть своя извращенная и неумолимая логика, когда карательные органы сажают не за что-то, а просто потому, что могут посадить. И никого не интересует, виновен человек или нет, ходил он на митинги или нет – по той простой причине, что у карательных органов есть план «раскрываемости преступлений», и этот план надо выполнять и перевыполнять. Поэтому летят головы всех – и непростых, и простых сограждан, и столичных жителей, и провинциалов, причем, маховик террора с каждым разом забирает все больше и больше жизней.
Эта логика террора хорошо видна даже по публикациям советской прессы за 1936 – 1938 годы. Начавшись как расправа над отдельными представителями партийной элиты, «спецоперация» НКВД всего за год превратилось в тотальное самоистребление общества. Страх и жажда крови мгновенно пропитали все общество сверху донизу: еще вчера казалось, что враг – это всего лишь Троцкий и кучка его высокопоставленных сторонников, которых и в расход пустить не грех, а уже через несколько месяцев обычные советские граждане писали доносы на всех и каждого – на коллег, на близких друзей, даже на своих жен и мужей…
Сегодня, когда российская власть уже вплотную подошла к краю бездны, самое время напомнить ей этот невыученный урок...