В Туле установят «Колонну Позора»

Автор: Ирина Скибинская
Фото: Сергей Шмунь


Живопись и скульптура — два вида искусств переплелись в необычной итало-американской выставке-инсталляции «Колонна позора», открывшейся на днях в выставочном зале на Красноармейском проспекте.

Концептуальная работа итальянского художника Ариэля Соуле и американского скульптора Саймона Топаровски наполнена множеством смыслов. Она напоминает о событиях, происходивших в Милане в XVII веке. Авторы берут за основу эссе известного итальянского писателя Алессандро Мандзони (1784–1873) «StoriadellaColonnaInfame» («История Колонны позора»), написанное им как продолжение к предшествующему роману «I Promessi Sposi» («Обрученные»), которое было опубликовано в 1827 году.

Эссе Мандзони рассказывает об эпидемии чумы, разразившейся в Милане, и о том, как невинные люди были обвинены в распространении заразы и жестоко казнены. Для Соуле и Топаровски эта история — аллегория мракобесия, варварства, пещерного предубеждения, которые приводят к страшным трагедиям. Самое страшное, что даже сейчас, в XXI веке, в эпоху, когда, казалось бы, гуманистические ценности уже победили, толпа всегда готова к охоте на ведьм.

В экспозиции включены 4 объекта. Первый — «Колонна» — стилизованная фигура человека, ноги которого утопают в камнях. Фигура абстрактная — у нее ни головы, ни рук, а над ней висит золотая рука: большой и указательный пальцы сложены в ритуальном жесте Витаркамудра, который в буддизме и индуизме означает интеллектуальную дискуссию. За скульптурой размещено живописное полотно, выполненное в темных мрачных тонах.

Следующая секция — «Наказание» — это театрализованное изображение средневековой казни: колесо, человеческое тело, завернутое в грубый саван, «отрубленные» руки, голова Христа в терновом венце.

Третий объект — «Пытка» — окружен лежащими на полу человеческими головами: это символ толпы — зеваки, собравшиеся понаблюдать за муками жертвы. Жертвы в центре: бронзовые, искореженные человеческие фигуры с рентгеновскими снимками ступней, снизу прикрученными проволокой к торсу. Из центра композиции «растут» длинные тонкие руки, к пальцам подвешены бронзовые женские головки с искаженными от страданий лицами.

И последняя живописно-скульптурная композиция — «Чума». Полчища отвратительных огромных крыс, выполненных в броне и воске, как символ надвигающегося бедствия. И лица выглядывающих из окна «добродетельных» старушек, это их обвинения приведут на эшафот невинных горожан. Здесь главный цвет — желтый. Он символизирует агрессию, подлость, зависть. Желтый — цвет чумы и испанской инквизиции. Желтая звезда была символом преследования евреев в гитлеровской Германии…

Выставка «Колонна позора» — это исследование главной болезни человечества, которая намного страшнее чумы: ненависть к ближнему. И еще — это рассказ о силе человеческого духа, о стойкости и победительности жизни, которая прорастает сквозь все беды и испытания,— эта мысль воплощена в образе растения, пробивающегося через искореженное железо.

Немного об авторах. Работы американца Саймона Топаровски выставлялись на международных выставках, находятся в коллекциях Музея современного искусства и Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Центра Гетти и Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, а также во многих частных коллекциях. Топаровски живет и работает в Лос-Анджелесе и Милане, в 2002 году началось его многолетнее сотрудничество с итальянским художником Ариелем Соулe. Уроженец Буэнос-Айреса, он получил образование в Италии. Соуле приобрел мировую известность прежде всего благодаря выставке его работ в самой длинной художественной галерее мира — в римском метро.

Совместно Топаровски и Соулe разработали проект «Хиазм», в котором живопись и скульптура неким образом объединены в одно произведение искусства. Вскоре они начали работу над серией инсталляций для общественных мест и музеев: «Американская конституция» в Милане, «Совершенное падение Эвиты» в Палаццо. «Колонна позора» — одно из самых известных их совместных произведений.
Выставка продлится до 10 сентября