Из процветающих республик СССР в задворки Европы


"В правительстве Литвы сидят глупцы!" - это поистине эпохальное открытие сделал не какой-нибудь там представитель российских радикалов, а, что называется, друг и партнер по западному лагерю – министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Партс. Как и следовало ожидать, обвиняемая сторона решительно не согласилась с подобными откровениями и, вызвав эстонского посла на ковер в министерство, сделала ему серьезный выговор за брутальные заявления.

Нам недосуг разбираться, насколько точны выводы собратьев по натовскому оружию и насколько подобная пикировка отражает уровень интеллекта конфликтующих сторон, будущее, как говорится, все расставит по местам, сегодня же важно обратить внимание на глубинные причины подобных конфликтов. И дело, думается, не только и даже не столько в формальном поводе - споре о Rail Baltika, точнее о том, пройдет ли эта железнодорожная линия европейского стандарта через Каунас или Вильнюс, а больше о деньгах, поскольку Евросоюз отпускает на "линию жизни" сотни миллионов евро и Эстония жаждет как можно быстрее получить к ним доступ, а Литва, по словам Партса, мечется из стороны в сторону, все не может решить, какой вариант предпочтительнее. Аналитики при этом намекают, что литовский "тормоз" тоже имеет материальную составляющую, поскольку европейская колея откроет прямую дорогу для экспорта трех "прибалтийских сестер" и Литва потеряет на недозагрузке Клайпедского морского порта (в минувшем году через него прошло 36 млн т, вместе с железной дорогой он дает без малого 10% валютной выручки) больше, чем получит от Rail Baltika.

Действительность в целом оптимизма не внушает: состоятельность стран Балтии во многом зависит от помощи Евросоюза, она колеблется от трети до четверти всего бюджета. Но и этого на всех не хватает, поскольку самые жирные куски достаются тем, кто при власти. Ходить с протянутой рукой по брюссельским кабинетам прибалтов заставляет жизнь, которую сладкой называют только ангажированные пропагандисты. Действительно, откуда же ей взяться, если промышленность практически вся уничтожена на корню. Кто в советские времена не мечтал о переносном радиоприемнике "Спидола", не восхищался мягкой ездой на микроавтобусе РАФ, не мчался в вагонах рижских электричек... После войны в Латвии возведено более 200 современных производств, сейчас практически остались единицы. Сегодня страна прощается еще с одним видом тяжелой промышленности – металлургией, поскольку возведенный именно 50 лет назад Liepajas metalurgs банкротировал, около 2 тыс. его работников - среди них такие редкие и ценные профессионалы как сталеплавильщики, прокатчики и прочие, получили уведомление об увольнении. Это настоящая трагедия для небольшого города с 80 тыс. населения, завод был последним из могикан крупной промышленности, вокруг него крутилась едва ли не вся экономическая жизнь местного района. Молодежь, понятно, постарается искать счастье за границей, поскольку кордоны открыты, а что делать металлургам в возрасте, у которых семьи, домашнее хозяйство? Влачить жалкое существование на нищенское пособие для безработных. Не лучше пришлось жителям литовского Висагинаса после закрытия Игналинской атомной электростанции, уникальные специалисты – ядерщики подались в дворники и вахтеры, но и тут огромный конкурс. Сменить должность оператора реактора на место при метле - это далеко для них не худший вариант, остальные отправились на биржу труда, но и она мало чем может помочь.

читать дальше
Источник: topwar.ru