От Романовых к Рюриковичам путем, проложенным экскурсоводом-семинаристом


Цитата:

«.....Видимо, устроители учли разгромную критику контента прошлогодней выставки (с точки зрения, так сказать, декоративно-художественной всё примерно так же), и в этом году брехни и вопиющих исторических ляпов на порядок меньше, да и идеологической трухи тоже (все-таки чем древнее российская история, тем сложнее её испохабить горе-популяризаторам). Если на прошлогоднюю выставку я бы детей запретила вести под страхом кровавого поноса, то в этом году ребёнка вести можно. Только осторожно . То есть, держа за руку и активно разбавляя увиденное собственными комментариями. Хотя и в этом году тоже не обошлось без сюрпризов. Достаточно хотя бы того, что последним Рюриковичем не пойми с какого перепою организаторы посчитали Федора Иоанновича, а Василию Шуйскому, например, в праве быть Рюриковичем отказали. Центральным персонажем всей инсталляции почему-то стал святой Сергий Радонежский, хотя каким боком он к Рюриковичам, тоже непонятно. Ему посвящен центральный павильон выставки - огромный, круглый свод побольше свода святой Софии Константинопольской:

Помимо обычной экспозиции и электронных информационных стендов, выставка включает в себя 4 кинозала, где непрерывно идут короткие тематические киносюжеты - о крещении Руси, о строительстве городов и освоении территорий, о ратных подвигах и сражениях и т.д. Групповые экскурсии ведут юные семинаристы в рясах - об этом я ещё скажу отдельно. Всё бы ничего, если не считать навязчивого до глупости ПГМ - все русские победы и достижения исключительно результат религиозного чуда и Божественного провидения. И Тамерлан на Москву не пошёл, оказывается, не потому, что изрядно поистрепался и поиздержался в долгом походе, а исключительно потому, что в Белокаменную привезли чудотворную икону Владимирской Божьей матери. Странно, что, например, во время битвы на Калке не случилось никаких чудес, а почему провидение благоволило нам как-то избирательно, на этот вопрос господа из РПЦ ответа почему-то не дают. О таких мелочах, как совмещение в одном киноколлаже изображения Михаила Романова кисти Рябушкина с ослепшей ханшей Тайдуллой и святителем Алексием я уже и не говорю.

В первом же зале увидела какую-то нелепую карту, где хазарский каганат простирался чуть ли не до Белого моря. Около карты возмущённо размахивал руками какой-то бомжеватого вида дедок, прочитавший древнее название Киева, упоминавшееся ещё Константином Багрянородным, - Самбатас. «Это что ещё за Самбатас такой? - кипятился он. - Кий, Щек и Хорив, и вообще Киев мать городов русских!» Тут как раз к карте подошла группа с молоденьким экскурсоводом-семинаристом: «Самбатас - древнее название Киева - происходит от древнееврейского слова «шаббат»….

Дедок сплюнул и замахал рукой: «Что, и Киев жидовский город? Ну, ваще……»

Я тихонечко шепнула розовощёкому семинаристу, что гораздо более вероятно, что Самбатас - всё-таки от реки Самбатион. Он почему-то стушевался и стал ещё более розовощёким.....
»