"Я боюсь, вдруг Бог отчается в нас"

Православие объявлено одной из тех ценностей, которые защищают на востоке Украины пророссийские сепаратисты. 



Русская православная церковь к этому кровопролитию, где с обеих сторон воюют православные верующие, не всегда можно понять.



Высказывания двух священников, сделанные за минувшую неделю, дают полностью противоположное представление о том, как должна вести себя Церковь.



Первое высказывание – статья одного из самых заметных голосов РПЦ, протоиерея Всеволода Чаплина "Истинное христианство или культ слезы ребенка?", который заявляет, что "гуманизм и христианство - это вещи не просто разные, а противоположные. Гуманность, человечность - это христианская ценность, тогда как гуманизм - это идеология, ставящая грешного человека в центр вселенной. Это предтеча религии антихриста". Вот еще несколько цитат: "Силу применяли и православные цари, князья, полководцы, причисленные к лику святых, причем их действия были в наивысшем смысле оправданы именно тогда, когда они ратовали не только за Отечество, но и за правую веру", "Бог наказывает людей и народы. Да, при этом страдают и дети, и старики, и грешники, и святые. Но Господь поступает именно так..., чтобы сохранилась единственная истинная вера и люди не отпали от нее". 



Другое высказывание - скромного священника из города Калач-на-Дону - широко разошлось в интернете. Это запись выступления на казачьем круге протоиерея Димитрия Климова. Он говорит о нарастающей агрессивности, ненависти, "Кому-то в последнее время очень сильно хочется повоевать". Климов говорит, что народу необходимо обратиться к собственным проблемам, и заканчивает так: "Всеми силами помните, что для христианина очень важен мир. Христос сказал: "Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими". Для христианина важно научиться не ненавидеть, а прощать и любить даже врага своего... Ну, а учить ненавидеть, гневаться, проклинать – это совершенно ни к чему".



Какая из этих точек зрения отражает позицию Русской православной церкви? "Кто ж ее знает", – отвечает диакон Андрей Кураев, религиозный и общественный деятель, в последние годы существенно разошедшийся во взглядах с руководством РПЦ:




Впервые в церкви появляется разномыслие по поводу того, что такое хорошо, что такое плохо



– Дело в том, что в истории Православной церкви никогда не было дискуссии по поводу моральных вопросов. Все ереси и расколы, которые были в истории православия, касались вопросов или догматических, то есть учения о Боге, или же вопросов обрядовых, как русский раскол 17-го столетия. А вот споров по повод этики, свободы человека, ценности человека православие как раз не знало. И в каком-то смысле в этом отношении мы только начинаем нашу историю. Впервые на наших глазах при патриархе Кирилле в церкви появляется разномыслие по поводу того, что такое хорошо, что такое плохо. Какова должна быть этическая, совестная реакция христианина? Что он может себе позволить, а что в себе он должен сдерживать? Какой должна быть реакция церкви на те или иные этические вызовы жизни. Эта дискуссия начинается. Начинается она в неравных условиях, собственно, это обычно. Есть власть имущие кликуши, которые узурпируют право говорить от имени церкви, тот же Чаплин. Получается, что люди, которые говорят: "Простите, в Нагорной проповеди что-то другое"..., ну, скажем так, мы со Христом остаемся в меньшинстве в современном православном клире и публицистике. 




Его позиция является производной не от Евангелия, а от позиции МИДа



– Но важно понять, какова позиция самого патриарха Кирилла. Я как-то слушал интервью петербуржского священника РПЦ Николая Савченко, он говорил, например, у патриарха Кирилла на столе стоят два флажка - российский и украинский, потому что огромная часть приходов, паствы находится на Украине. 



– Он не прав. На самом деле, не на столе, а в зале для приемов патриарха стоят флаги всех постсоветских республик. Украина в этом смысле ничем не выделяется. Это, во-первых. Во-вторых, я думаю, что уже поздно интересоваться позицией патриарха Кирилла по таким актуально-этическим вопросом, в которых есть политический подтекст, потому что его позиция откровенно является производной, которая берется не от Евангелия, а от позиции МИДа. Хотя это не самое худшее. Слава Богу, что не от Лубянки. 




Это настоящая школа ненависти



– То есть не прав был петербуржский священник, который говорил о том, что с его точки зрения, церковь, может быть, не очень громко, но берет сторону мира и, по крайней мере, не поддерживает войну. 



– Я бы очень хотел так говорить, если бы не известный случай осенью, когда патриарх наградил высокими церковными орденами главных богатырей информационной антиукраинской войны, прежде всего, господина Киселева. Ни слова упрека он в его адрес не высказал. Это действительно настоящая школа ненависти, школа злословия - российское современное телевидение. Украинское не лучше - это правда. Тем более, нельзя поощрять задир этих. Нормальный отец, выйдя во двор и увидев, что мальчишки дерутся, даст тумака всем и разгонит их, а не будет говорить – вот тебе значок за хороший удар, ты замечательную подножку сделал, давай еще разочек, я тебе еще за это конфетку дам. 



читать дальше