Вечные вопросы. Ищем ответы
В воздухе отчётливо запахло Николаем Васильевичем Гоголем. В информационном поле периодически разыгрываются сцены, в которых интеллигентные люди интересуются у страны, куда она, птица-тройка, мчится. Кто-то интересуется вежливо. Кто-то знающе констатирует, что она катится в ад.
С одной стороны, нет ничего нового в том, что птица-тройка «не даёт ответа». Таково её свойство, которое не меняется столетиями, — всё по-настоящему важное творится в тишине и молчании, не опошляясь громогласными заявлениями и пышными презентациями. Люди одевают джобсоподобные стильно-неряшливые свитера и выходят на сцену перед экраном для того, чтобы что-то миру впарить. России ничего и никому впаривать не нужно. Она имеет дело не с потребителями, а с историей.
Но у этой тишины есть тяжесть. И эта тяжесть иногда бывает невыносима. Иногда люди не выдерживают такого испытания. В поисках своего «я» они бросаются туда, где гремят речи, где фейерверки, огонь или ослепительный свет очередной «истины».
Но можно поступить иначе.
Лев Николаевич Гумилёв говорил, что нация — это ландшафт. Это поэтическое высказывание скорее всего следует понимать, что культуру нации определяют те факторы, которые заданы ландшафтом, — способ добывания пропитания и вызовы, которые необходимо преодолевать. Нация — это сложный адаптивный механизм передачи культуры, определяемый адаптацией к решению задач безопасности, добывания ресурсов и производства. Нацию определяют враги и ресурсы.
Определив те возможности и те вызовы, которые возникнут в будущем, мы и получим портрет России.
Мне кажется, что в становлении России наибольшую роль играли не ресурсы, а вызовы. Так что начнём с них....
В тему, важно, прочти! Предпосылки приднестровской войны: сценарий Вашингтона, исполнение Киева и Кишинёва и выбор для Москвы