Гулял в Шуваловском парке
Храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла... Один из известных современных православных писателей Николай Коняев как-то написал, что при входе «в этот Храм, очень явственно ощущаешь рубеж, разделяющий внутреннее пространство храма с внешним миром. И фразы «духовное утешение», «лекарство для души» становятся не пустыми лозунгами, а наполненной Божественным смыслом, явью...».
Земли Парголовской мызы в XIV-XV веках принадлежали Ореховским монастырям (город Орешек) Карбосельского погоста, Ладожского уезда. Захваченные шведами в 1617 году, они были освобождены Петром Первым и, по Ништадскому миру, возвращены России в ходе Северной войны в 1721 году. Петр I подарил их своей дочери Елизавете. А она в свою очередь за содействие в возведении на престол, подарила их в 1746 году графу Петру Ивановичу Шувалову. Переходящая по наследству Парголовская мыза, долгое время была в запустении. Сын графа - Андрей Петрович, да и внук - Павел Андреевич практически не уделяли внимания этой живописной местности.
В 1826 году вдова Павла Андреевича, Варвара Петровна (урожденная княгиня Шаховская) вышла замуж за графа Адольфа Антоновича Полье, церемонимейстера двора Императора Александра I. Граф Полье решил привести мызу и парк в порядок. Силами крестьян окружных деревень были вырыты пруды, земля из которых шла на наращивание холмов. Были разбиты дорожки и цветники, высажены деревья на аллеях, а построенные ажурные беседки и мостики еще более украсили облик парка.
После смерти графа Адольфа Антоновича Полье в 1830 году, его жена Варвара Петровна обратилась к архитектору Александру Павловичу Брюллову (брату знаменитого художника Карла Павловича Брюллова) с просьбой соорудить на холме, у пруда церковь и склеп для упокоения праха усопшего, горячо любимого супруга. Александр Павлович Брюллов, тогда молодой архитектор, изучавший классическую архитектуру и много путешествующий по странам Европы, после окончания Академии художеств в Петербурге, сделал архитектурный проект здания церкви в готическом стиле со стрельчатыми окнами, которое венчалось чеканным, ажурным медным шпилем на башне с колокольней. Резной, ажурный, ясеневый иконостас тоже был выполнен в готическом стиле. Летом 1831 года состоялась закладка церкви. Ее строительство продолжалось свыше 10 лет. А освящена была лишь 9 июля (27 июня) 1846 года ко дню праздника Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Склеп графа Полье также был выполнен в готическом стиле со стрельчатой чугунной аркой перед входом. Внутри, у задней стены склепа стоял постамент из черного с желтыми прожилками мрамора, на котором находилась в натуральную величину мраморная статуя женщины в тунике с распущенными волосами, сидящая на коленях. Руки ее были простерты к раскрытой могиле в полу склепа.
До 1917 года Храм был семейной церковью и хорошо сохранившимся памятником архитектуры. Но после революции, имение графов Шуваловых много раз меняло своих владельцев. Сначала там устроили школу-интернат, а с 1926 по 1935 год - Дом отдыха. С 1935 по 1948 год владельцем был Ленинградский военный округ, а затем Министерство автотранспортной промышленности.
Во времена богоборчества парк и церковь постепенно разрушались. Чугунный крест на вершине склепа был сломан, решетка вокруг склепа сняты, герб графов Шуваловых (золоченая бронза) сняли около 1922 года, пропали и обе двери. Склеп был обращен в сарай для сена, а затем на его территории был выстроен стандартный домик - свинарник. Ажурная чугунная вышка на колокольне церкви была уничтожена в 1935 году. С 1948 года Шуваловская усадьба была передана Министерству автотранспортной промышленности, а в церкви была размещена опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты им. В.П.Вологдина.
Возрождение Храма началось лишь в 1991 году, когда перенесшее не один пожар здание церкви с затопленными подвалами, с утраченным убранством, лепниной сводов и разрушающейся кирпичной кладкой было передано Приходу православной церкви. По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), настоятель возрожденного прихода о. Николай (Головкин) начал восстановление храма при благотворительной помощи многих организаций, частных лиц и поддержке ГИОП. С трудом доставался пудостский камень из Гатчинских каменоломен, которым изначально был облицован фасад здания, лесоматериалы для столярного заполнения окон и витражей. В Храм приходили многие люди, отдавая свое умение и навыки, а главное охваченные желанием помочь его восстановлению.
Впервые о. Николай увидел церковь, когда гулял с детьми по парку.
- Вокруг грязь... - вспоминая тот день, рассказывает он, - и это строение из желтого камня. Не сразу и догадаешься, что церковь. Окна выбиты, двери сорваны. Трещины по стенам... Мы зашли - внутри пожарище. В алтаре обгорело все. Пола нет. Развалины. Постояли, посмотрели, и я еще подумал тогда, кто же это сможет осилить такое многотрудное дело. Все восстанавливать надо... С этой мыслью и ушел, а через день снова вернулся. Стою, смотрю, думаю, что совсем надо не соображать, чтобы в этот приход проситься, потом поехал к Владыке Иоанну и сам не знаю почему, попросился. В Храме, где я служил до этого, у меня была воскресная школа около сорока человек. Вот эти ребята и пришли со мной. Так и сложился наш приход. Местного народа здесь немного. В основном наши прихожане по всему городу живут. Пришли в храм - горюем. Финансирования-то нет... Я же говорил, что надо совсем было не соображать, чтобы этот приход брать. Я таким не соображающим священником и оказался. Самый молодой настоятель в городе. Надежды никакой не было. Но Господь надоумил, подсказал выход. В шести километрах от нас - Северное кладбище. Попросил у Митрополита благословения.
Построили там за неделю часовню, начали отпевать усопших... Сейчас там уже у нашего прихода небольшая деревянная церковь стоит во имя Святителя Николая Чудотворца, моего небесного покровителя... Так появились средства на восстановление, на ремонт... Подняли Храм из руин... И стал Храм постепенно оживать. Верой стали наполняться сердца прихожан. Затеплились лампадки перед Святыми иконами, засияли паникадила. Хлынуло в алтарь солнце через витражи с изображением Святых апостолов Петра и Павла. Стены вновь обретшие штукатурку и лепнину вознеслись легкими нервюрами колонн к готическому своду. Резьба по дереву, повторяя готический мотив, заиграла переливами на восстанавливающемся иконостасе. В бывших затопленными подвалах, после осушения и ремонта, разместились трапезная, мастерские, воскресная школа.
Всего за несколько лет был практически восстановлен внутренний облик Храма. Все прихожане могли любоваться вновь обретенной красотой небесных сводов церкви в день ее 150-летия, день Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это было настоящее Божие чудо и все, кто помнили церковные службы в начале 90-х годов, среди ободранных стен и исковерканных сводов, понимали это.
В нашем Храме находятся частицы мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, святого преподобного Амвросия Оптинского, святого благоверного князя Константина, Муромского чудотворца, Святителя Гурия Казанского, Святителя Исайи, Ростовского чудотворца, Святителя Игнатия Ростовского, святого благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца, святого благоверного князя Феодора, Ярославского чудотворца, святого благоверного князя Дмитрия Углического, святого благоверного князя Давида, Ярославского чудотворца, святого благоверного князя Василия, Ярославского чудотворца, часть мощей и мантии преподобного Даниила Переяславского, частица рукавички Святителя Феодосия Черниговского, часть облачения и кусочек от Евангелия из гроба Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси.
Чудо, которое являет нам Господь в возрождении Храма, отзывается чудом и в сердцах прихожан, которые вместе с Храмом преображаются и укрепляются в вере в воскресшего Христа. Вере, подвигающей каждого из нас внести посильную лепту в дело восстановления и возрождения Святой Руси. Еще много предстоит сделать для восстановления первоначального облика Храма - ажурный шпиль, чеканные башни, резной иконостас. Но главное уже сделано - возрожден еще один православный приход, восстановлено Святое место, которое годами попиралось людьми, не знающими Бога, место, где вновь совершается приношение безкровной жертвы Господу нашему Иисусу Христу.
Стоит ещё добавить, что именно в церкви Святых апостолов Петра и Павла 30 июня 1872 года венчались великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков и Надежда Николаевна Пургольд.....
Больше моих фото
А вот интересные записки путешественника
План парка