Троекуров из Хитровщины
06.10.2015
Автор: Дмитрий ОВЧИННИКОВ




Считается, что прямым прототипом барина Кирилла Петровича Троекурова из романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» был помещик Лев Дмитриевич Измайлов. А его основное имение, где он творил изуверские бесчинства над крепостными и соседями, находилось в селе Хитровщина (сегодня — Кимовский район Тульской области).

«Он был до бешенства запальчив»

Родился Лев Дмитриевич Измайлов в 1763 году. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Его воспитателем и опекуном по сиротству был родной дядя Михаил Львович. Биографы Л. Д. Измайлова утверждают, что в детские и юношеские годы у него не было никаких гувернеров и книг, он вел праздную жизнь в родовой деревне, где не знал ни в чем отказа — возможно, поэтому безграничное своеволие стало главной его чертой.

Из формулярного списка Льва Дмитриевича Измайлова видно, что он рано вступил в службу, в гвардейский Семеновский полк — в 1770 году, то есть семи лет от роду. Впрочем, такие примеры добывания военных чинов чуть не в колыбели были тогда очень нередки. Но первый офицерский чин Измайлов получил в 1783 году, когда ему уже было около 20 лет. В 1791 году он был «выпущен» из капитанов гвардии в конно-юнкерский гренадерский полк подполковником. В 1794 году, уже в чине полковника, был назначен командиром Кинбурнского драгунского полка, из которого в 1797 году переведен в гусарский Шевичев полк, тоже полковым командиром.

Вскоре после этого, в царствование императора Павла I, Измайлов вышел в отставку. При вступлении на престол Александра I Измайлов опять на службе, уже в чине генерал-майора. Но в 1801 году он был почему-то уволен…

Измайлов, конечно, воевал: он участвовал в Шведской войне при Екатерине II и за мужество был пожалован орденом Святого Георгия четвертой степени. Кроме того, в 1794 году в Польскую войну он служил волонтером и был во многих сражениях. В должности рязанского губернского предводителя дворянства он формировал в 1806 году земское войско (милицию) Рязанской губернии, за что получил орден Святой Анны первой степени, а в 1812 году рязанское дворянство избрало его в начальники своего ополчения, с которым он осуществил поход в Германию, где находился под Гамбургом и при блокаде многих крепостей. За последнюю службу получил чин генерал-лейтенанта и осыпанную бриллиантами табакерку с портретом государя.

Итак, в 1801 году отставной генерал удалился в свои богатые поместья (Хитровщина в Тульской губернии — там он проживал, Дедново в Рязанской губернии — иногда наведывался), которые еще в 1799 году оставил ему в наследство скончавшийся дядя. С этих пор его жизнь ограничилась общением с соседями, крестьянами, тоской и жгучей тягой к экстравагантным поступкам. Его сослуживец по полку, поэт И. М. Долгоруков, об Измайлове отзывался так: «…Он был до бешенства запальчив и никому не хотел покоряться, своевольничал чрезвычайно и, будучи богат, имея знатных протекторов, не боялся никого».

Генеральский гарем

Неприглядные поступки Измайлова в имении Хитровщина скоро стали известны верховной власти. В высочайшем рескрипте Александра I от 23 марта 1801 года, данном на имя тульского губернатора Иванова, сказано: «До сведения моего дошло, что отставной генерал-майор Лев Измайлов, имеющий в Тульской губернии вотчину, село Хитровщину, ведя распутную и всем порокам отверзтую жизнь, приносит любострастию своему самые постыдные и для крестьян утеснительные жертвы. Я поручаю вам о справедливости сих слухов разведать без огласки и мне с достоверностию донести, без всякого лицеприятия, по долгу совести и чести».

Связано это было, скорее всего, с одним омерзительным происшествием. В своем тульском поместье Измайлов устраивал пиры для соседей с выездами на природу и всевозможными увеселениями. Однажды, выехав на игрища с гостями и девками в сельцо Жмурово, генерал неожиданно обнаружил, что «игриц» на всех недостает, и поручил доверенному мужику по кличке Гусек немедленно восполнить недостачу из близлежащей деревни Кашино. Но крестьяне отказались отдавать для разврата жен и дочерей, а посланцев побили и прогнали. Тогда разгневанный барин направился в эту деревню с гостями и со своей личной гвардией, «казаками и псарями», для проведения карательной операции, закончившейся несколькими увечьями и смертями крестьян.

Связи у Измайлова были громадные, все местные чиновники перед ним трепетали, а потому дело его расследовалось очень вяло, результаты расследования так и остались тайной. Но как бы там ни было, еще в 1802 году генерал Измайлов вдруг покинул Тульскую губернию, перебрался в рязанские поместья и даже на некоторое время утихомирился…

читать дальше