Александр Сергеевич Барков


«Любовь к родному краю питает любовь к Родине» - эти слова нашего замечательного земляка общеизвестны. А.С.Барков был не только одним из крупнейших советских географов первой половины 20 века., учёным, исследователем, страноведом, но и замечательным пропагандистом науки, энтузиастом краеведения. Список его многочисленных трудов открывает студенческая работа по ботанике нашего края (1897 г.). Последней стала редакторская работа над книгой Н.А.Надеждиной «Краеведение в работе школы».

Детские и юношеские годы А.С.Баркова.


Незадолго до кончины им была написана автобиографическая статья «Из моей жизни». В ней и в статье «Как я стал географом» ряд страниц посвящены детским и юношеским годам в родном тульском крае. Здесь он родился 13 (25) мая 1873 года, жил и учился до 1894 года, неоднократно бывал и впоследствии. « Я родился в селе Покровском Епифанского уезда Тульской губернии, - писал А.С.Барков. Первое учение моё было в церковноприходской школе, преобразованной затем в земское училище. С четырёхлетнего возраста я уже умел читать, и учение мне давалось очень легко… Земское училище окончил в 1882 году, т.е. девяти лет».

Отец, Сергей Игнатьевич, безземельный крестьянин, отставной унтер – офицер, инвалид, «получил место волостного писаря в Каркадиновской волости того же уезда, и мы переехали в деревню Дудкино, где помещалось волостное правление… Не более чем в 50 саженях от волостного правления начинался лес, тянувшийся на Новосёлки и к селу Каркадинову. Растительность его и окружающих лугов была первым объектом моих ботанических «исследований…»

Неподалёку в овраге в примитивной каменоломне местные жители добывали плитняк. Саше особенно запомнился случай, когда при обвале здесь погиб молодой крестьянин. На вопрос: «Откуда здесь камень?» он получил ответ: «Камни растут», которому не знал – верить или не верить… «Я решил узнать об этом более достоверно. От учителя я узнал, что камень этот – известняк и что его находят там, где раньше было море». Но когда это «раньше», он сам не знал, не знал он также, какова связь известняка с морем. « Любопытство моё было возбуждено, и я твёрдо решил, что потом узнаю, куда и когда « ушло море»…»

Первое своё путешествие девятилетний исследователь совершил со сверстниками к верховьям Дона, к селу Ивановскому. Видя живой интерес мальчика к знаниям, к учёбе, родители решили отправить его в Епифанское уездное училище ещё на три года учёбы, хотя на проживание пришлось ежемесячно выделять три рубля из восьмирублёвого отцовского жалованья. И жилье, и питание были самыми скудными.

Учился Саша на «отлично», с похвальными листами и с наградами первой степени, т.е. с книгой.

Через три года опять встал вопрос: что делать дальше? Учителя советовали отцу учить сына дальше, рекомендовали отдать его в гимназию в Тулу. Но советы эти крестьянину, даже и « выбившемуся» в унтер – офицеры и волостные писари, осуществить было непросто. В губернском городе на три рубля в месяц не прожить, необходима гимназическая форма и многое другое. Требовалась и серьёзная дополнительная подготовка, особенно по – латыни, обязательной в гимназии. В ней Саше на месте помочь было некому, пришлось грамматику и книгу упражнений учить наизусть, не понимая смысла. И всё же упорство тринадцатилетнего Саши и его отца победило. В 11 класс Сашу приняли.

Жизнь в гимназии.


На жильё с «харчами» удалось устроиться за 8 рублей в месяц («пансионером» у одного чиновника), форму купить поношенную. Отец, оказывается, на дальнейшее обучение сына за десять лет скопил 200 рублей. Их хватило до ||| класса. Позднее средства для продолжения учения приходилось добывать репетиторством.

Об этом времени А.С.Барков писал впоследствии: «И в уездном училище и в гимназии география была второстепенным предметом. Учили нас плохо. Дальше учебника дело не шло. Никаких пособий, кроме стенных карт и атласов, не было. В гимназии главными предметами были латинский и греческий языки. Природа, география были не в почёте – их просто игнорировали». Не потому ли так поразила гимназиста экскурсия в пригородный лес? В Тульской гимназии А.С.Барков учился с 1886 по 1894 года. Окончил её с отличием и поступил учиться в Московский университет на физико-математический факультет.

«Это был блестящий период в истории физико-математического факультета Московского университета, - вспоминал Барков. – Физику читали Александр Григорьевич Столетов, Николай Алексеевич Умов, зоологию – Анатолий Петрович Богданов, сравнительную анатомию – Михаил Александрович Мензбир, Александр Андреевич Тихомиров, ботанику – Климент Аркадьевич Тимирязев, Иван Николаевич Горожанкин, физиологию – Иван Михайлович Сеченов, химию – Николай Дмитриевич Зелинский и Владимир Васильевич Марковников, анатомию человека – Дмитрий Николаевич Зернов…» «Я был в восторге от всего, что видел и слышал. Аккуратно посещал лекции и практические занятия. Вечерами занимался в читальном зале Румянцевской библиотеки». «Первые два года отводились основам естествознания – физике, химии, зоологии, ботанике: к географии студенты подходили позже, поэтому понятно, что многие уже успевали наметить себе специальностью, какую – нибудь из прослушанных наук…» А.С.Барков увлёкся ботаникой, его ближайшие друзья тоже будущие выдающиеся географы. Л.С.Берг и С.Г.Григорьев – зоологией. На последних курсах университета они становятся « добровольцами» - географами, «анучинцами» - учениками и единомышленниками профессора Д.Н.Анучина. Возглавив кафедру географии, незадолго до того переведённую на физико-математический факультет с историко-филологического, он взял на себя трудную задачу – положить начало созданию университетской географической науки.

читать дальше