«...Конечно, мы "проиграли" технологическую гонку. Мало того – мы и на старт ее не вышли. Но это беда не большая. В едином мире технологии распространяются моментально, и в конечном итоге выигрывает не автор технологии, а тот, кто сумел лучше технологию использовать, больше выгод для себя из нее извлечь. Достаточно посмотреть на Китай. Наша беда не в технологическом "отставании". В некотором смысле, на такое "отставание" мы просто обречены (хотя это долгий разговор). Наша беда в другом. В том, что мы не понимаем, в чем наша выгода, в чем интерес.

Одни наши деятели видят этот интерес в возможности командовать другими народами. Этакая форма самодурства, характерная для низов именно нашей, русской культуры: так самоутверждаются те, кому нечем больше самоутвердиться, феномен, в деталях описанный в пьесах Островского. Другие видят наш интерес в богатстве, стяжательстве. Об этом Островский тоже написал немало – еще один жизненный ориентир низов. Но над всем этим смеялись еще наши пра-прадедушки. Где им было догадаться, что для пра-правнуков кабанихи и тит титычи станут эталонами жизненного успеха.

Выгода же наша совсем в другом. Не в том, чтобы нас слушались из страха, а в том, чтобы нам хотели подражать. Чтобы всмаривались в нашу жизнь не с брезгливостью, а с завистью. Чтобы просили у нас совета. Чтобы ездили к нам учиться и нанимали нас в учителя. И богатство для нас (как и для всех людей) не самоцель, а инструмент, средство сделать свою жизнь лучше.

Что значит сделать жизнь лучше? Это значит самим становиться лучше – развиваться, самореализовываться, воплощать свой жизненный замысел. И обществу в целом. И каждому отдельному человеку. Без этого никакое общество развиваться не может – чего не понимали ни советские коммунисты, ни их нынешние идейные наследники, "общинники".

Что это означает на практике? Развитие образования, науки, искусства... И условия для реализации самых разных талантов, включая менеджерский и инженерный, но исключая таланты беникриковские, тартюфские, казановские, гобсековские, чичиковские и прочие из этого ряда. Иными словами, обществу необходимы свобода хорошего и очищение от всего того, что мешает развитию, – свободы плохого. Необходима устойчивая безопасность и защищенность. А еще необходима смена принципов распределения общественного продукта: он должен распределяться так, чтобы предоставлять равные возможности развиваться разным членам общества. Это не уравниловка: люди разные и для развития одному необходима учеба в Гарварде, а другому – в ПТУ.....
»
Полный текст