Наш разведчик
«МК в Туле» завершает рассказ об узловском «атомном разведчике» Леониде Квасников, который внес огромный вклад с становление ядерной программы СССР. Начало статьи читайте в №17.
В конце сороковых всесильный нарком внутренних дел припишет всю славу создания атомного оружия себе. Фактически же из-за Берии Советский Союз непростительно промедлил с началом работы, которую уже вели несколько лет как враги, так и союзники.
28 сентября 1942 года Сталин вызвал на совещание в ГКО ученых Иоффе, Семенова и Капицу и поставил задачу перед Академией наук СССР: возобновить работы по исследованию атомной энергии и доложить о возможности создания ядерного оружия. Вот после этого Берия «оперативно» и направил в ГКО донесение Квасникова, пролежавшее под сукном полгода!
По решению правительства была создана так называемая лаборатория № 2 АН СССР, которую возглавил знаменитый впоследствии Курчатов. Игорь Васильевич с первых дней руководства новым проектом сделал ставку на тесное сотрудничество с внешней разведкой.
Для того чтобы наверстать упущенное, требовались и материалы американских исследований и разработок. Однако спецслужбы США создали вокруг специалистов, работавших в ядерном центре в Лос-Аламосе, практически непреодолимую стену секретности...... Читать полностью