Моцарт и покемоны

В Тульской области разрабатывается просветительский проект, цель которого — эстетическое воспитание школьников. Зачем современным детям классика и как открыть для них мир профессионального искусства? Об этом корреспондент «Молодого коммунара» беседует с директором Тульской областной филармонии Еленой Рудневой.

«Ноты учим, что-то слушаем…»

В нашей стране культура традиционно финансировалась по остаточному принципу, однако еще лет тридцать назад регулярное общение с высоким искусством считалось занятием если не обязательным, то желательным — иначе как воспитать гармонично развитую личность? Можно иронизировать над советскими формулировками, однако проблема эстетического воспитания сегодня вновь актуальна: в XXI веке трудно стать успешным, если ты не можешь воспринимать сложность и многообразие жизни и творчески мыслить, если тебе не хватает эрудиции, в том числе в области культуры.

Привычка слушать классическую музыку, ходить в музеи и театры легко прививается с детства. Но кто будет этим заниматься? Родителям некогда, к тому же многие из них сами к этому не приучены. В школе тоже не до искусства. Сын моей знакомой, пятиклассник, на вопрос, как проходят уроки музыки у него в школе, ответил: «Ноты учим, что-то слушаем, песни учим к праздникам…» А еще он признался, что однажды с классом ходил в краеведческий музей.

— По моим наблюдениям, системы нет никакой,— говорит Елена Руднева.— Я общаюсь с учителями, спрашиваю, куда во внеклассное время они водят или возят детей. Чаще всего называют «Ясную Поляну» и «Тульские древности». Что же касается других тульских музеев, театров, филармонии, то здесь выбор часто случайный, продиктованный личными связями преподавателей или их эстетическими пристрастиями. Самый неожиданный ответ, который мне довелось услышать: «Мы обычно ходим с ребятами в ТЮЗ, потому что там трамвайная остановка рядом — удобно…»

Мы хотели бы в перспективе создать единую региональную программу эстетического воспитания учащихся Тулы и области. Чтобы каждый родитель, каждый преподаватель, руководитель образовательного учреждения понимал, что необходимо, например, в 1-м классе посетить краеведческий музей с тематической программой «Край наш тульский», 2–3 концерта филармонии из детского абонемента, кукольный театр, новогодние представления, концерты Тульского городского концертного объединения (оркестры «Ясная Поляна» и камерный). Итого 7–8 мероприятий в сезон. Во 2-м классе — другой «культурный минимум». И так далее. Можно устроить нечто вроде внутрирегионального культурного марафона с выделением средств на транспорт для детей из отдаленных районов…

25 оркестров на всю страну

Что нужно для реализации этой идеи? Прежде всего — желание, тем более что государство сегодня заявляет о своем намерении поддерживать академическую профессиональную культуру. За последние три года на уровне Правительства РФ были приняты три важных документа. В 2014 году — «Основы государственной культурной политики», в 2015-м — «Концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в РФ до 2025 года», в 2016-м — «Стратегия реализации государственной культурной политики до 2030 года». Это не просто декларации о намерениях, а серьезные документы с цифрами, рекомендованные для исполнения, в том числе в регионах.

Есть все основания рассчитывать, что в связи этим появятся новые целевые гранты и программы, направленные на поддержку интересных проектов — и на федеральном, и на региональном уровне. Елена Руднева, в частности, надеется, что у Тульской областной филармонии появится возможность получать средства на подготовку новых программ, приглашение на работу талантливых артистов из других городов (с обеспечением ведомственным жильем) и, наконец, создать симфонический оркестр…

Губернский симфонический оркестр — давняя мечта тульских меломанов. Это совершенно другой уровень музыкальной жизни, это сотрудничество с известными солистами, дирижерами, композиторами… В конце концов, это статус: никто не решится назвать город провинциальным, если у него есть собственный симфонический оркестр. Когда в XIX веке американцы пытались убедить Европу, что они цивилизованные люди, а не разбойники с большой дороги, то в первую очередь создали оркестры в Бостоне и Чикаго, а потом и в других городах…

— Сегодня в России, по официальным данным, 75 симфонических оркестров, а фактически работающих — втрое меньше,— отмечает Елена Руднева.— Это стыдно. А ведь создать в Туле оркестр — на первом этапе камерный с составом в 40 человек — вполне реально. Мы все проанализировали, просчитали экономически. Большая часть исполнителей — наши музыканты, туляки, семь человек придется приглашать из Москвы, плюс — приглашенный художественный руководитель коллектива. Нет сомнения, что оркестр будет востребован: в Туле очень любят симфоническую музыку. На оркестр Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, которым филармония 10 октября будет открывать очередной сезон, уже сегодня большая часть билетов продана…

Звуковой фон Тулы: техно и шансон

За последние годы материальная база учреждений в регионе качественно улучшилась: реставрируются памятники архитектуры, отремонтированы и модернизированы концертные площадки и залы, тулякам вернули Дом Дворянского собрания с легендарным Колонным залом. Пора всерьез заняться, что называется, нематериальной частью — создавать и развивать существующие коллективы. А еще — воспитывать будущих потребителей высокой культуры и, что очень важно, делать это так, чтобы детям было интересно, иначе у Моцарта не будет шансов выиграть конкуренцию с покемонами.

— В нашем детском абонементе есть образовательно-просветительские программы, в которых профессиональные исполнители знакомят маленьких зрителей с жанрами музыки, с музыкальными инструментами,— рассказывает Елена Юрьевна.— Жаль, что далеко не все взрослые понимают, как это важно — привести ребенка в филармонию. Одна из школьных учителей в беседе со мной сказала: мол, зачем это нужно, я ребятам на уроке всегда могу запись поставить. Увидеть своими глазами скрипку, услышать ее живое звучание — это же совсем другое впечатление, другой эмоциональный отклик… Мы стараемся готовить абонементные концерты с учетом особенностей восприятия современных детей: программы театрализованные, динамичные, насыщенные спецэффектами, музыкальные произведения недлинные — не более четырех минут. Ребятам не скучно: во всяком случае, они слушают, смотрят на сцену, а не в экраны смартфонов, и телефоны свои достают только для того, чтобы сфотографировать артистов…

Есть еще один важный момент, о котором мало кто задумывается: звуковой контекст, в котором мы все существуем. Для старшего поколения — это классика, которую они слышали с раннего детства по радио и на которой воспитывались. Для нас и наших детей — это примитивное техно, шансон и самодеятельные фольклорные коллективы (часто обаятельные, нет слов, но в избыточном количестве утомляющие).

— В Санкт-Петербурге мосты разводят под классическую музыку,— подчеркивает Елена Руднева.— Несколько лет назад я была поражена, когда услышала в Испании, в барселонской электричке, 5-ю симфонию Шостаковича — ее транслировали в поезде по радио. Не только в городах Европы, но и в крупных российских городах сегодня под открытым небом, на площадях и в скверах играют камерные и симфонические оркестры. Мы мечтаем о том, чтобы это происходило и в Туле: если звуковой фон нашего города изменится, изменимся и мы сами…