Ужас США: у России есть шанс создать новое оружие возмездия



США в 1958 году укомплектовали свою систему раннего предупреждения о воздушном нападении дирижаблем мягкой конструкции воздухоизмещением 42 тысячи м3, он мог находиться в воздухе до восьми суток. Его прозрачный для радиолучей корпус служил обтекателем 13-метровой радиолокационной антенны.

Четыре таких дирижабля законсервировали в 1962 году, заменив их самолетами дальнего радиолокационного обнаружения, продолжительность полета которых без дозаправки составляла 11 часов.

Дирижабли наилучшим образом подошли бы для базирования мобильных ракетных комплексов. Для этой цели использовались практически все виды транспорта – надводные и подводные суда, автомобильные и железнодорожные платформы, самолеты и вертолеты, за исключением, разумеется, дирижаблей. Воздушные командные пункты также размещались на самолетах и вертолетах, сильно уступавших дирижаблям по продолжительности полета.

Как итог, в 60-70-х годах прошлого века во всем мире эксплуатировалось не более 5-6 мягких дирижаблей воздухоизмещением 5-6 тысяч м3 в основном для патрульных и рекламных целей и участия в спортивно-развлекательных мероприятиях. В 80-х годах британская компания «Скайшип» построила 15 мягких дирижаблей воздухоизмещением 5-6 тысяч м3, тем самым полностью удовлетворив спрос на них.

Интерес к дирижаблям возродился в 70-х годах в связи с разразившимся энергетическим кризисом и необходимостью решать непосильные для авиационных летательных аппаратов задачи. В советской и зарубежной печати развернулась обширная полемика о пользе дирижаблей. В ходе нее было признанно, что дирижабли рентабельны при перевозке грузов массой 50-500 тонн на расстояние несколько тысяч км. На современном уровне развития техники недостатки дирижаблей первого поколения вполне устранимы.

В результате в СССР в конце 80-х годов был поддержан проект «Термоплан», нацеливавшийся на создание крупнотоннажного полужесткого дирижабля линзообразной формы. В 1992 году в Ульяновске на авиазаводе «Авиастар» изготовили прототип дирижабля грузоподъемностью 3 тонны. Однако довести дело до логического конца помешал распад СССР.

Дирижабли, будучи летательными аппаратами легче воздуха, удерживаются в воздухе архимедовой аэростатической подъемной силой, которую создает заполняющий корпус дирижабля газ легче воздуха. Потому полет дирижабля не лимитируется по времени, при отказе силовой установки он не рухнет на землю, а продолжает полет, дрейфуя по ветру.

Авиационные же летательные аппараты – самолеты и вертолеты, как и птицы, в воздухе удерживаются аэродинамической подъемной силой, которая возникает при передвижении в воздушной среде благодаря вихреобразованию, на что постоянно расходуется энергия. Это лимитирует продолжительность и дальность полета. Несмотря на аналогию законов аэростатики и гидростатики, в природе живых существ легче воздуха нет, в то время как морские глубины заселяют самые крупные животные на Земле.

Архимедова сила, как и вес, пропорциональна объему помещенного в среду тела и при условии сохранения пропорций кубически растет с его размером. Потому размер, как рукотворного летательного аппарата легче воздуха, так и морского животного не лимитирован, а размер и масса летательного аппарата тяжелее воздуха ограничен.

читать дальше
Павел Крюков