«Зенит-Арена»: «Сейчас вы увидите эту порнографию»
Сергей Кагермазов



Строительство стадиона на Крестовском продолжается с привлечением низкоквалифицированной рабочей силы. Откуда течет вода из щелей в стенах «Зенит-Арены» пытался понять корреспондент MR7.ru, орудуя фомкой и перфоратором, пока комиссия FIFA во время официального визита на стройку 7 сентября 2016 года нахваливала новый стадион. Правда, в проблемные помещения высоких гостей не водили.
«Зенит-Арена»: «Сейчас вы увидите эту порнографию»Фото: Сергей Кагермазов

Пятна стадиона

— Течет! — говорит мой напарник после того, как мы расковыряли лопатами кучу мелкого песка в углу, судя по выложенной плитке, в будущей душевой для футболистов.

Вода просачивалась ручейком снизу, песок сыпался из распоротого резинового шва сверху. Я — разнорабочий стройки века — будущего стадиона мундиаля в Петербурге.

Занять мое место может каждый. Объявлениями о подработке замусорены социальные сети. За смену обещают 1,5 тысяч рублей, выплачивают якобы каждые две недели. Нужен только паспорт для оформления пропуска. Деньги платят наличными, без официальных проводок и трудоустройства.

Звоню по номеру, который мне переслал анонимный кадровик и через два дня я в 7 утра у станции метро «Крестовский остров». Газели и старенькие легковушки увозят граждан азиатской, кавказкой, славянской внешности всех возрастов. Вряд ли в столь ранний час они приехали в застывший рядом парк аттракционов.

На автобусе еду к КПП с четырьмя новичками, такими же как я. На столе охраны из компании «Балтийская перспектива» разложены пластиковые файлы со списками рабочих по подрядчикам. Папок под сто штук. Мы оказываемся в папке «Водоканал». На проходной суета, два мои попутчика отсеиваются — ошибка в инициалах.

Оказывается, вот что значили слова гендиректора нового генподрядчика стадиона — компании «Метрострой» — Вадима Александрова о том, что он не прочь привлечь к стройке жителей города. Кроме «Метростроя» и «Водоканала» «по «Зенит-Арене» ходят куртки «Управление строительства 620», «Нефтьгазинвест», видны надписи «ООО ГГС».

Через двойные ряды строительных бытовок поднимаемся, как Фродо и Сэм к Ородруину, к чаше стадиона. Бытовки опального «Транстроя» опечатаны, пока город судится с компанией, силясь расторгнуть многомиллиардные контракты. У стадиона на всякий случай дежурит «скорая». Со стороны Приморского парка Победы на чаше растяжка: «До окончания контракта 111 дней», и первая единица грозит слететь, как лист отрывного календаря. Стадион обещают сдать 26 декабря 2016 года. Судя по протечкам, окрасившим стадион уродливыми темными пятнами, это мало вероятно.

Там, где, может, пройдут Месси и Роналду, идем мы. Высокие недра стадиона заводят в одну из будущих раздевалок. В отличии от футбола, в ней сейчас работают две команды-бригады. Раздевалкой для рабочих служит недоделанная душевая. Не работает вытяжка, нет потолков. В швы между плиткой вкручены саморезы вместо вешалок. Водопровода нет. Бетонная основа раздевалки заставлена канистрами с водой. Кулер, микроволновка. По стенам планы «Арены».

Записываемся в журнал учета, расписываемся в журнале техники безопасности. Как и на любом подобном объекте инструктаж умещается в строфу поэта «и опыт, сын ошибок трудных». В конце августа шесть человек уже рухнули в люльке с высоты третьего этажа. По счастливой случайности, все живы.

Среди строителей стадиона немало молодежи. На вид — первокурсники вузов. Один из них разъезжает на самокате по помещениям «Арены», общая площадь которых сопоставима с площадью виллы предпринимателя Олега Дерипаски в Италии (порядка 287 тысяч кв. м. против 2 тысяч).

Рабочий день начинается в 8 утра. Как новичкам, не специалистам в каком-нибудь нужном для Чемпионата мира деле, нам поручают мести территорию. Выдают инвентарь: метел на всех не хватает, у тачки, на которой предстоит вывозить строительный мусор, пробито колесо. На головах у нас рыжие каски, у прорабов и всех, кто старше — белые: ведь, известно, что когда у общества нет цветовой дифференциации касок, то нет цели. Вскоре, ощетинившись метлами, мы переходим на объекты.

читать дальше