Россия: между "плохо" и "очень плохо". Почему люди ощущают кризис, а статистика — нет


Все больше россиян оценивают свое материальное положение как «плохое» и «очень плохое». В третьем квартале 2016 года, по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, доля таких граждан увеличилась с 26% до 29,1%. Это следует из доклада о социальном самочувствии населения Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), опубликованном 20 октября.

В документе отмечается, что момент выхода из кризиса в представлении населения приблизился. Выросла доля тех, кто надеется на быстрый выход из неблагоприятной финансовой ситуации (с 11,8% до 13,7%), и сократилось число считающих, что он произойдет за пределами одного-двух лет (с 37,2% до 27,1%). Вместе с тем доля затруднившихся с ответом выросла с 13,7% до 21%.

Это свидетельствует о высокой степени неопределенности в оценках, уточняют авторы исследования. Нет четкого представления и о том, насколько широкие слои населения затронул кризис.

С одной стороны, доля населения, затронутая кризисом в сильной степени, за последние полгода снизилась с 33% до 23,6%. С другой, численность тех, кто пострадал незначительно (45%), и тех, кого кризис пока не накрыл, но опасается этого в будущем (16%), выросла — на 1,3% и 3,2% соответственно.

«По-прежнему наиболее массовой адаптационной практикой остается сокращение расходов на товары и услуги. Даже среди обеспеченных выше среднего к ней прибегает около половины соответствующей группы, а бедное население включено в эту практику в высокой степени. Помимо экономии на расходах, в качестве адаптационной стратегии получает все большее распространение работа в личном подсобном хозяйстве», — говорится в докладе.

Негативные настроения населения подтверждают и данные опроса портала Superjob. Согласно этому исследованию, размером зарплаты недовольны 85% россиян. Чаще всего заработок устраивает молодежь до 25 лет (19%) и женщин (17%). Среди медицинских работников своей зарплатой удовлетворены 22% респондентов, среди госслужащих — 10%.

Что характерно, официальные статистические показатели — как рынка труда, так и уровня доходов населения, — в последние месяцы не соответствуют такой самооценке. Так, по итогам сентября Росстат зафиксировал рост реальных зарплат на 2,8%. Остальные показатели рынка труда также показали положительную динамику. Скажем, показатель безработицы в третьем квартале стабилизировался на уровне второго — 5,6%.

Получается, с официальной точки зрения социально-экономическая ситуация выглядит неплохо. В то же время, по экспертным оценкам, число недовольных граждан только растет.

Что стоит за расхождением в оценках, где грань, за которой недовольство выливается в протест?

— Граждане считают, что адаптировались к кризису, и дела обстоят не так плохо, но в реальности ситуация ухудшается, — отмечает заведующий отделом социологии фонда ИНДЕМ Владимир Римский. — По большому счету, в руках правительства РФ очень немного рычагов, которыми оно пытается обеспечить рост экономики. Люди это понимают, и в глубине души просто надеются на лучшее.

При этом горизонт планирования у наших граждан — максимум год, а чаще всего несколько месяцев вперед. В этой ситуации горизонт надежды тоже невелик.

«СП»: — Почему же Росстат оценивает положение достаточно оптимистично?

— Я бы не ориентировался на данные Росстата. В нынешней ситуации методики расчетов, которыми пользуется статистическое ведомство, вызывают массу вопросов.

Например, Росстат оценивает уровень безработицы, пользуясь классической методикой Международной организации труда (МОТ). По ней безработным считается человек, который ищет работу, но не может ее найти в течение нескольких месяцев подряд.

Однако в России полно работников, которые заняты неполный день, а также тех, кого практически насильно — под угрозой увольнения — переводят на более низкооплачиваемые должности.

Прослойка таких «проблемных» работников весьма существенная, но никакие статистические показатели ее не учитывают. Между тем, негативное социально-экономическое самочувствие граждан в стране в значительной степени определяется именно этой прослойкой.

«СП»: — 29,1% граждан, которые оценивают свое материальное положение как «плохое» и «очень плохое» — это много или мало?

— В ситуации кризиса, да еще постоянно меняющейся, я бы поостерегся давать подобные оценки. 29,1% - это то, что статистика сумела заметить и зафиксировать. Но если бы исследователи пользовались другими методиками, число недовольных было бы много выше — в этом я совершенно уверен.

читать дальше

Источник: svpressa.ru