Дмитрий Волошин
Как я научился выступать публично. 5 советов для стеснительных людей


Увы, я поздно открыл для себя необходимость тренировки навыка публичных выступлений. Вернее, не так. Я поздно понял, что его надо тренировать и что это полезная в плане карьеры и личностного развития штука. То есть умом я всё понимал, видел много людей, которые постепенно становились уважаемыми экспертами. Дело в том, что мы все с вами можем быть уважаемыми экспертами. Каждому из нас есть чем поделиться с окружающими. Но делают это единицы, хотя многие понимают, что тоже смогут и, вероятно, лучше других. Думаю, что дело в страхе. По крайней мере, в моём случае. Я всегда боялся выступать, до тряски в руках. Мне казалось, что я не просто неинтересен или скучен, но и смешон. Да, в этом всё дело. Я боялся, что меня осмеют, негативно оценят. Этот страх негативной оценки появился ещё в школе.

У меня была прекрасная школа, с сильными гуманитарными традициями. Раз, а иногда и два раза в год в ней проходила так называемая "Неделя театра детям". Все классы готовили театральные представления и в течение недели демонстрировали постановки всей школе. На пятом этаже был уютный актовый зал, который вмещал если не все классы, то большую их часть. Участие в постановке было условно-обязательным. То есть каждый должен был что-то сделать, как-то помочь общему делу. Конечно, было соревнование за главные роли, у нас в классе было поразительно много ярких личностей. А я всегда отлынивал, для меня мечтой было посидеть за звуковым пультом. Один раз я вышел объявлять постановку, и до сих пор, через 25 лет, я помню этот ужас. Яркий свет в глаза от рампы, заученный текст и мой дрожащий голос. Мне казалось, что надо мной смеётся вся школа. Конечно, они даже не заметили тот мой выход.

Натурально, любые виды выступлений вызывали страх. Особенно если они были в незнакомой или непривычной обстановке. И если выход к доске в школе был более-менее предсказуем, то, например, необходимость сказать тост на юбилее руководителя влекла за собой длительную и серьёзную работу с собой. В результате тосты получались краткими и ёмкими, что неплохо, но нервов было потрачено изрядно. Как вы понимаете, кроме застолий было много ситуаций, которые требовали выступлений. Совещания всех мастей, конференции, я уже не говорю про СМИ. Всё это вызывало страх, и я бежал от этого страха. Умом понимая, что полезно, очень полезно для собственной карьеры хорошо представить высшему руководству результаты своей работы. Но страх заставлял меня "делегировать" эту обязанность более коммуникабельным коллегам.

Как говорится в одной поговорке, немного антизоологичной: "Мало яйца нести, надо ещё и уметь кукарекать". Наш мир в этом смысле прост: твой результат должен быть правильно упакован и правильно и вовремя подан. Подан в той форме, которая общепринята и всем привычна. Выступление с презентацией? Доклад с трибуны? Участие в дискуссии? Все эти формы имеют свои правила, свою, иногда неписаную последовательность действий. Ты можешь её улучшить в определённых рамках. Ты можешь, например, добавить энергии и страсти своему выступлению. Или ты можешь пошутить в некоторых границах. Или надеть красный галстук для привлечения внимания. Но ты должен выступать и уметь "кукарекать", чтобы развивать свои замыслы и идеи. Это просто часть работы того, кто продвигает так или иначе сложные, комплексные идеи.

Надо сказать, что до определённого уровня все эти публичные выступления не нужны. Есть же очевидные области деятельности, очевидные проекты и задачи. Чем более они понятны окружающим, чем более точно и привычно они могут оценить результат или эффект, тем меньше нужны выступления, тем меньше нужны коммуникации вообще. Мы ведь не проводим митинг-накачку со своими домашними перед походом в магазин? Конечно, нет, мы все понимаем, что будем делать, принимаем наши роли и осознаём, как нам оценить успешность предприятия. Но вряд ли мы сможем создать, например, новую школу молча. Нам определённо понадобятся не просто сотрудники, но союзники. И нам совершенно точно надо будет убеждать тех, кто потратит на это деньги.

читать дальше