Россия: Евровидение и ток-шоу. Постмодернизм, увы, жив

Нюра Н.Берг



Со дня на день Россия объявит имя счастливчика, который поедет в Киев на Евровидение. В Рунете идет голосование за кандидатов, бурно обсуждаются шансы на победу каждого из претендентов.

Одиночные вопросы унылых пессимистов и мизантропов – мол, зачем нам этот глубоко политизированный попсовый конкурс, на котором нас то и дело засуживают и унижают, с презрением отметены. Тема не вошла даже в топ-100 обсуждаемых – по умолчанию считается, что без Евровидения счастья не видать.

Подозрения в принципиальном мазохизме российских граждан, ответственных за решение - быть или не быть – однако, крепнут. Ибо ничем другим, кроме желания наслаждаться душевными ранами, объяснить идею участия в конкурсе, который будет проводиться в Киеве, объяснить невозможно. Так сказать – изображая жертву. Хотя, с другой стороны – кого можно удивить изображением жертвы в стране, которая сделала изображение жертвы национальной идей?..

Осенью сомнения еще звучали, сегодня их нет и помине. Редкими пароксизмами недоумения и недовольства можно пренебречь.

Мало того, Россия полностью приняла условия Украины, освященные Европейским вещательным союзом, и никто из черного списка в Киев не поедет. Об этом во время жеребьевки участников заявил исполнительный директор песенного конкурса Йон Ола Санд. "Мы в постоянном контакте с российской делегацией и договорились с ее главой, чтобы в состав делегации РФ входили именно те лица, которые могут работать в Украине", - заявил представитель "Евровидения".

А ведь еще в сентябре ситуация выглядела иначе, и тот же Европейский вещательный союз (ЕВС), как писали СМИ, «потребовал от Украины впустить на конкурс "Евровидение-2017" всех артистов от России, включая тех, кто является персона нон-грата». И настаивал на том, чтобы были соблюдены все гарантии свободы слова и передвижения.

Однако Украина традиционно смачно харкнула в лицо своим европейским партнерам, и ЕВС утерся, сняв свои требования.

Нас же, впрочем, интересует тот факт, что утерлось и российское представительство Евровидения, покорно согласившись на дискриминационные условия, главное из которых – фильтровать как список возможных претендентов, так и перечень членов российской делегации на предмет наличия в нем нежелательных персон.

Раз уж россияне согласились участвовать в Олимпиаде усеченной командой и продолжать финансировать МОК и Международный Параолимпийский комитет после крайне унизительного лишения аккредитаций спортсменов, то что там какая-то песенная собирушка, результаты которой забываются через пару дней после ее финала? Попоем-попляшем.

Зачем это России? Бог весть. Но с моей незрелой точки зрения решение выглядит мало того, что унизительно. Своим участием в конкурсе, который проводится в столице государства, сделавшего русофобию всеми треми китами своей внутренней и внешней политики, россияне как бы освящают само событие. Делают его абсолютно респектабельным. По умолчанию мы должны считать или интуитивно улавливать, что в стране, где каждый день в гражданской войне гибнет мирное население Донбасса, те самые русские, о судьбе которых так громко сокрушаются наши братья, проведение фестиваля вполне допустимо и не вызывает никакого душевного смятения. Никакого когнитивного диссонанса. Никакой душевной боли.

Ясно, что безнаказанно для русских эта идея не пройдет. Что исполнителя непременно освищут, что обязательно случится какой-нибудь оскорбительный перформанс, что болельщикам насуют пенделей в каком-нибудь генделике, куда они придут со своим вятским акцентом, что на стенах появятся унизительные граффити, а там и сям будут раздаваться известные речевки.

Очевидно, по замыслу россиян, именно это лишний раз покажет мировому сообществу, что с Украиной не все в полном порядке. Мировому сообществу, которому совершенно до звезды обстрелы из тяжелой артиллерии, мертвые дети и сожженные поселки Донбасса.

Но, возможно, в целях пиара украинцы будут вести себя паиньками, целовать россиян во все отверстия, демонстрировать мир-дружбу-жвачку, исполнять глубокий интернационализм и даже заткнут пасти своей нацистской босоте на время конкурса. А также, что совсем уж бинго, запретят на время проведения факельные шествия, свастики и портреты Бандеры.

Тогда россиянам вообще будет подстава, потому что никто больше не поверит в каких-то мифических бандеровцев, притеснения русскоязычных и тяжелую криминальную обстановку на Украине.

Я пытаюсь найти хотя бы один мотив для участия небратьев в киевском Евровидении. Решаются судьбы мировой музыкальной культуры? Совершен прорыв в организации международных конкурсов, и это нельзя пропустить? Хочется получить геморрой на свою попу? Ненужное зачеркните сами, нужное - подчеркните.

Возможно, мне смогло бы помочь общественное обсуждение этой темы в эфире бесчисленных ток-шоу, которые теперь в большой моде на федеральных каналах. Но этой темы в контенте дискуссий вообще нет. Глухо отсутствует. То есть тема национальной гордости и больших квазиимперских понтов звучит регулярно, напряженные ноздри, раздутые щеки и запредельные децибелы – неотъемлемая часть любого обсуждения, но вот чтобы конкретно об участии в Евровидении – молчок. А ведь хотелось бы послушать соображения в контексте войны, тотального ущемления прав русскоязычных и стучащего в груди пепла Донбасса. Каково оно будет – фестивалить в столице победившего госпереворота, где правят бал боевики и упыри во власти?..

читать дальше
Интрига «Евровидения-2017»: кто от России споет на Украине