«... Если выразить кратко главную причину буржуазной контрреволюции в нашей стране, то нужно сказать так – контрреволюция стала возможной потому, что советский рабочий класс расслабился. Он утратил свое революционное сознание – то есть, потерял способность бороться за свою власть.

Надо серьезно поставить вопрос о том, что такая опасность действительно есть при социализме.

При социализме действительно есть условия, которые в определенных обстоятельствах содействуют именно некоторому расслаблению рабочего класса.

Содействуют именно утрате им революционного, классового сознания.

Как известно, бытие определяет сознание.

Как обстоит дело с сознанием при социализме?

При социализме, в социалистическом коллективистском бытии, сознание большинства населения становится коллективистским.

То есть – постепенно затухают частнособственнические инстинкты. Человек перестает смотреть на себя как на владельца своей отдельной частной собственности, которая есть источник его обогащения и за которую он готов грызть других зубами. Он начинает на себя смотреть как на совладельца, вместе со всем народом, общего, всенародного хозяйства, которое есть источник благосостояния всего народа, в котором он трудится сообща со всеми на благо всех. Приоритет личного интереса над общественным заменяется приоритетом общественного над личным.

Это не для красного словца, не для «идеологического штампа», в котором меня постоянно обвиняют буржуазные комментаторы моих статей. Это действительно было.

Вот пример: небывалое до тех пор в истории - десятки тысяч молодых людей едут на всесоюзные стройки, на целину. Не ради денег, не ради высокого положения, не ради известности – а из героического энтузиазма, из желания блага для своей социалистической родины, для всего общества.

Можете вы себе представить такое в нынешней буржуазной России? Можете вы себе представить, что наша российская молодежь, которая уже с третьего класса начинает подбирать себе денежную и престижную профессию - вдруг массово поедет на целину, на стройки? Будет жить в палатках, ходить в резиновых сапогах, ворочать землю, таскать бревна и ведра с цементным раствором? И все это не за деньги, не ради карьеры – а из желания помочь родине?

Такое в нашем буржуазном обществе немыслимо. А для советского общества это было порядком вещей.

Словом - бытие становится социалистическим, а следом за ним и сознание становится коллективистским.

Но можем ли мы коллективистское сознание уже считать социалистическим? Нет!...
» читать полностью