Красная динамика

Калашников Максим

Почему большевики оказались более адекватными вызовам своего времени, нежели «Россия, которую мы потеряли»?
Адепты царской России и через четверть века после гибели СССР продолжают звать нас в начало прошлого столетия. К крестным ходам, сохам, облакам ладана, к дворянской разнеженности. Горбатого, как говорится, могила исправит. Мы же зададимся вопросом: а почему Россия династии Романовых не выдержала испытания огнем глобальной войны, а СССР – сумел? И могла ли вообще сохраниться та самая, старая Россия в наступавшем Веке Стали и Скорости?

***



21 сентября 1914 года. Только-только в Восточной Пруссии погибли армии Самсонова и Рененненкампфа, разгромленные почти вдвое меньшими силами немцев. Надежды Российской империи на быстрое взятие Берлина рассеялись, как дым, война начала входить в затяжную, изнурительную фазу.

В тот день последний русский царь Николай II приехал в Ставку верховного главнокомандующего, великого князя Николая Николаевича, в Барановичи. Прямо с перрона монарх отправился … в церковь железнодорожной бригады, где молился очень долго и страстно. И все присутствовавшие высокопоставленные военные – тоже. Ибо боялись показаться монарху недостаточно набожными. Благо, соглядатаев хватало.
После молебна, поверхностно осмотрев Ставку, царь пригласил всех к обеду. Когда все обильно поели и вдоволь поболтали, главнокомандующий Николай Николаевич пригласил Николая Второго в штабной вагон, где начштаба генерал Янушкевич попытался сделать подробный доклад о положении на фронтах и планах Ставки. Но…

«Император слушал невнимательно, не задавал вопросов. Было видно, что он устал и желает поскорее закончить с официальной частью, чтобы вернуться в свой уютный вагон и отдохнуть. Николай Николаевич подал знак начальнику штаба. До отчета о причинах поражения войск Северо-Западного фронта так и не дошло…» (Первая Мировая в жизнеописаниях русских военачальников. Под общей редакцией В.П.Маяцкого. – М., «Элакос», 1994 г., с.26).

До доклада главе государства о причинах катастрофы в Восточной Пруссии дело не дошло и на второй день пребывания царя в Ставке, и на третий тоже. 24 сентября монарх покинул главнокомандующего…

Что было дальше? Возьмем довольно тяжелый для России 1916 год. 3 апреля, вербное воскресенье. Царь, к тому времени уже принявший на себя главнокомандование, в суконной рубашке отправляется в церковь.

«Вообще, он очень аккуратно отбывает все великопостные церковные службы. Наше офицерство и генералитет в эти дни, конечно, стали богомольны…» - записывает в свой дневник штабс-капитан Михаил Лемке. Его же запись за 5 мая 1916 г о происходящем в могилевской Ставке главковерха: «Церковная служба придворного чина продолжается 1 час 15 мин. Царь не любит концертного пения и потому при нем поют самое обыкновенное…» Целые часы убиваются на молитвы, пока в 1916-м страну терзают голод снарядный и винтовочный, дезорганизация железнодорожного транспорта, проблемы с продовольственным снабжением городов и фронтов.

Вот вам и причина катастрофы 1917 года. Сравните поведение последнего царя с неукротимой энергией Сталина в 1941 году. Можете ли вы представить себе, чтобы в критический момент Иосиф Виссарионович не занимался бы делами обороны, а часами молился бы и обедал с высшими чинами страны? С невероятной энергией Сталин выяснял причины поражений, маневрировал силами и средствами, латал прорехи, обращая взор и на фронт, и на тыл сразу. Именно поэтому Сталин закончил взятием Берлина и Вены, а Николай Второй – взрывом своей страны изнутри и гибелью самого себя вместе с семьей..... читать полностью"