Как князья церкви хвалили Владимира Ильича и славили его могилу
Майсурян Александр


На днях "Нашё Всё" в ходе предвыборной кампании освежил и, как говорится, актуализировал вопрос взаимоотношений религии, Ленина, церкви и Мавзолея. Вот в дополнение к этой теме текст публикации "Вечерней Москвы" #20 за январь 1924 года. Ранее этот текст в полном виде в инете, насколько мне известно, не публиковался (правописание и пунктуация оригинала сохранены).

"Православное духовенство о похоронах Ильича.
Б. Патриарх Тихон.


По канонам православной церкви возбраняется служить панихиды и поминать в церковном служении умершего, который был при жизни отлучён от церкви.

Так было со Львом Толстым. Но Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью и поэтому всякий верующий имеет право и возможность поминать его.

Идейно, мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения, о нем, как о человеке добрейшей и поистине христианской души.

Я считал бы оскорблением памяти Владимира Ильича и неуважением к его близким и семье, если бы мы, православное духовенство, приняли участие в похоронной процессии: ведь Владимир Ильич Ленин никогда не выражал желания, чтобы православное духовенство провожало его тело."


Мой комментарий. Вообще-то эти слова патриарха Тихона о Ленине приводятся часто, но фразу о Льве Толстом обычно стыдливо опускают. Ещё бы — такой высший пилотаж церковной политики, бгг! Оказывается Владимир Ильич был лучшим сыном церкви, чем граф Лев Николаевич, сам считавший себя последователем Иисуса! Вот бы посмеялись этому умозаключению они оба!

Кстати, не худо сопоставить эти слова с приписываемой тому же патриарху Тихону фразой про то, что "по мощам и елей". Интересно, понимают ли пересказчики этой байки, что они выставляют патриарха крайне двуличным человеком и тем самым оказывают ему весьма медвежью услугу? Отметим также забавную деталь: советская газета, сопровождая титул Тихона буковкой "б." (то есть называя его "бывшим", согласно официальной позиции), в то же время пишет его титулование, "Патриарх", с заглавной буквы.

Но пойдём дальше по тексту "Вечёрки".

"Живая церковь" хочет участвовать в похоронах.

Беседа с митр. Евдокимом


Председатель святейшего синода митрополит Евдоким в беседе с сотрудником "Вечерней Москвы" сказал:

— На последнем заседании синода всесторонне обсуждался вопрос о возможности церковного поминовения В. И. Ленина. Вопрос этот разрешен в положительном смысле.

"Живая церковь" решила принять участие в гражданских похоронах Владимира Ильича. Уже намечен состав депутации, которая намерена участвовать в похоронной процессии.

Затем митр. Евдоким коснулся вопроса об отношении Ленина к религии:

— В заграничной, главным образом, белогвардейско-эмигрантской прессе, Ленин изображался, как неистовый гонитель и ненавистник православной церкви и религии вообще. Это в корне неверно. Ленин относился к верующим в высшей степени справедливо и беспристрастно и боролся только с преступниками в рясе.

— После смерти В. И. Ленина, — заявил в заключение митр. Евдоким, — ко мне уже являлись корреспонденты заграничных газет и я подробно осведомил их об отношении Ленина к религии вообще и к православной церкви в частности."


Мой комментарий. "Живая церковь" была в тот момент левым ответвлением "обновленцев". Легко видеть, что и отношение её к Ленину гораздо положительнее (по крайней мере, на словах), чем у патриарха Тихона. И в похоронах Ленина живоцерковники готовятся с энтузиазмом участвовать... А союз "Церковное Возрождение", позицию которого газета приводила далее, представлял собой самую умеренную часть церковного обновленчества, то есть, так сказать, церковных "центристов". Однако этот союз по случаю кончины В. И. Ленина даже внёс новшество в богослужение!

читать дальше
А.Б.

В тему: Правда на правду. Имела ли силу «Анафема Советской власти»?