Выставка Года (2017) в Москве
Феноменальная выставка сейчас идёт в Пушкинском музее. Пороховая живопись Цая Гоцяна, «Октябрь» – к 100-летию Революции. Цай Гоцян – известнейший китайский художник, перфомансист, живёт в Нью-Йорке. Прославился по всему миру пиротехническими перфомансами. Лауреат множества наград и премий. Но конкретно эта экспозиция – не просто знакомство с ним как с художником, а мощное, направленное высказывание.
В отличие от большинства музейных выставок здесь воздействует и преображает сознание само ПРОСТРАНСТВО, а не только отдельная картина (или несколько). Лестница, большой зал, галерея – всё вовлечено в единый перфоманс, где каждый элемент значим и участвует в передаче общего заряда и смысла.
Над головой вдоль всей лестницы, ведущей к залу, на тончайшем белом шелке растянута строчка «Интернационала» («Никто не даст нам избавленья – ни бог, ни царь и не герой»), выжженная порохом. Это вроде бикфордова шнура, подведённого к источнику взрыва.
Вся середина центрального зала – объект «Земля», ржаное поле. На нём выкошены огромные знаки – серп и молот, звёзды. Снизу их не видно, но вместо потолка над зрителями – зеркало, в котором отражаются и знаки, и поле и люди, блуждающие по залу. Всё это видишь опрокинутым («кто был ничем, тот станет всем») и в зависимости от состояния – то падающим, то взлетающим. Зеркало тут – и небо, и космос, и отражающее сознание, и вода, в которой предстоящий взрыв растворяется, и которой суждено его загасить.
По стенам через весь зал – две пространных пороховых картины: «Река» и «Сад». При создании «Реки» использованы в качестве основы для трафаретов реальные фотографии. Все эти люди когда-то жили. А теперь они размыты пороховым взрывом, растворены в волнах времени, превращены в чёрно-белый поток воспоминаний… Но их лица, их силуэты ещё живы, проступают словно из глубины сновидения.
Картина напротив – «Сад», тоже создана порохом, с красками, и там всё цветёт и колосится (фрагменты плакатов советского времени просвечивают сквозь поле маков и гвоздик, как почва и перегной «революционного энтузиазма»). Это – пространство Утопии, миражей, грёз и фантазий о будущем.
А в глубине зала, по центру, – воздушный змей, от которого тень на стене трепещет. И на это можно смотреть часами…
Состояние, которое накрывает на выставке, в большом зале, – непередаваемо. Потому что это настоящие похороны Утопии, прикосновение к коллективному полю сознания, которое само себя не видит, но получает для этого Зеркало – и взгляд со стороны (китайского художника, пережившего, кстати, «культурную революцию», хунвейбинов и Мао).
За галереей на экране, на стене, противоположной залу, кружит фильм о пиротехническом перфомансе, который Цай Гоцян устроил на Красной площади 9 сентября. Музыка в фильме перемежается взрывами, и эти звуки – то классическая мелодия вроде адажио, то бомбёжка, кананада, треск и грохот, – создают постоянный фон выставки. Чередование красоты и угрозы, печали и вздрагивания. И то, что глазу не видно – реальный взрыв, постоянно присутствует в воздухе.
Много интересного есть и в галерее, а на трех экранах идут видеосюжеты о том, как рождается пороховая живопись (все разные). Это помогает воспринять происходящее как бы на разных стадиях времени, пережитых как одно целое: как что-то задумывалось, как потом зарождалось, как развилось, во что превратилось…
Поразило, что отец Цая Гоцяна рисовал на спичечных коробках. В мальчике проснулся художник, пока он сидел на отцовских коленях и наблюдал, как на крохотном пространстве рождаются удивительные пейзажи и смыслы. «Эти лёгкие свободные рисунки действительно были “живописью его сердца”. С течением времени я понял, что эти спичечные коробки побудили меня осветить огнём самые разные уголки земного шара», – говорит сам Гоцян. Так его огневые перфомансы вырвались на волю из темноты узкой и тесной коробочки.
«В момент воспламенения пороха энергия накапливается. Есть лишь особое мгновение прямо перед взрывом. Мгновение чистоты и тишины – и потом оглушительный взрыв. В этом смысле “пороховая живопись” и пиротехнические перфомансы имеют много общего. Масштабные пиротехнические перфомансы оперируют понятиями “космос”, “природа”, “общество”, “слава”, “героическое”, и восторг от их аллегоричности ни с чем не сравним. А пороховая живопись даёт ощущение взаимодействия, скоровенности, в спокойной атмосфере рождается множество тончайших эмоций….Моя приверженность пороху как художественному материалу – принципиальна и очень важна. Я стремлюсь изучить взаимосвязь между силами разрушения и созидания», – это из комментирующего текста на выставке, слова самого Гоцяна, раскрывающие, почему так всё это действует.
Путь зрителя: через изображение – к архетипам, через архетипы – к стихиям, через стихии – к загадкам и мощи Творения… Но описав медленный круг по выставке, всё равно возвращаешься к Зеркалу под потолком большого зала, в магическое пространство поля, «Земли», «Реки» и «Сада», людей, блуждающих вниз головой. Зеркало всё вбирает, соединяет и без оценок возвращает обратно – зрителям. Высветляет и очищает восприятие будто вода – лучшая метафора сознания… Как сказал Гоцян: «Важно разжечь пламя, но ещё важнее – знать, когда его потушить».
Одно из сильнейших ощущений на выставке, что из истории не вырваться, – она проникает во все поры, ей дышишь как воздухом. Там это переживаешь физически. Невозможно отстраниться и обвинить лишь какие-то внешние силы, потому что ты сам – внутри этого пути, этого процесса. Это и твои мечты-фантазии-архетипы, твоя память и похороны.
Выставка Гоцяна в Москве – очень большое событие. Верю, что она повернёт нечто в головах и восприятии не только отдельных зрителей, но и в «коллективном» поле сознания. Ведь она дарит не «идеи», «оценки» или «мнения», а реальный опыт, убедительный сам по себе. Опыт погружения в иллюзии и освобождения от них, но не в форме «суда», а, скорее, через сострадание, через всеобъемлющий взгляд, – не в чьём-то отдельном уме зародившийся, а как будто пришедший из космоса.
Цай Гоцян в Пушкинском музее
Лестница в небо Цая Гоцяна
Фотогалерея