Китая нужно не просто бояться, а очень бояться: откровения казашки из КНР

Казахстанцы все пристальнее стали всматриваться в дальние дали, и в этой связи все более интересным становится опыт соотечественников, вкусивших эмигрантского хлеба.

Абстрактные рассуждения на эту тему могут принести совсем не те плоды, которые планируются к получению в результате, а потому мы поговорили с соотечественницей, которая имеет вполне конкретный и полезный опыт жизни в Китае.

Знакомьтесь: собеседник “КАРАВАНА” – Алия АЙТАШЕВА, предприниматель.

– Почему вы уехали из Казахстана?

– У меня тут был неплохой бизнес, который я построила сама. Однако, когда начались проблемы с налоговыми и другими контролирующими органами, поняла, что, будучи женщиной, я не смогу решить их самостоятельно.

Какие это были проблемы?

Всевозможные препоны, связанные с получением лицензий, с неравным отношением, с необходимостью прибегать к помощи административного ресурса или к взяткам, чтобы решить любой вопрос.

Это кредитные ресурсы, которые недоступны для рядового бизнесмена.

Меня это совсем не устраивало, потому я закрыла свое предприятие и решила уехать из Казахстана.

– Почему вы выбрали именно Китай и как встретила вас эта страна?

– Я бывала в Китае и раньше, до отъезда, но только в Урумчи, тогда эта страна казалась мне огромной грязной барахолкой, но однажды моя подруга, которая живет в городе Шэньчжэне много лет, показала мне видео своего города, и я буквально влюбилась в него. Стала искать возможность уехать туда, начала учить китайский язык.

Нашла людей, выходцев из Казахстана, которые пригласили меня на работу, и отправилась к своей мечте. Помню, когда наконец прилетела в этот город, уже в аэропорту у меня появилось ощущение, что я вернулась домой.

Первым делом поступила в университет и начала углубленно учить китайский язык. Однако с работой возникли серьезные трудности. Студенческая виза не дает права на работу, об этом, к сожалению, не знали мои потенциальные работодатели. Словом, уже по приезде я столкнулась с трудностями, и потому первые полгода жизни в этой стране были очень трудными для меня.

Китай – это страна, в которой каждый стремящийся к успеху человек способен построить успешную жизнь, и я не стала исключением.

Да, было трудно, но я, окончив языковые курсы, нашла очень хорошую работу в компании, которая принадлежала выходцу из России, и смогла улучшить свое материальное положение. Уже через полгода после приезда в Шэньчжэнь жила в двухуровневой квартире с видом на море.

Окончив курсы китайского языка, поступила на курсы врача-косметолога, затем стала работать по специальности.

Я жадно впитывала в себя культуру этой страны, все было безумно интересно. Многие из тех, кто прожил в этой стране по 10–15 лет, удивлялись тому, как быстро я адаптировалась

Не нужно питать иллюзий насчет китайского радушия

– Расскажите о системе образования Китая...

– Они взяли за основу советскую систему и довели ее до совершенства. Сегодня китайские университеты входят в ТОП первых в мире, а их дипломы имеют высокие котировки. Если говорить о соотношении цена-качество, я считаю, что оно лучшее.

Отношение к студентам там идеальное, но и те очень дисциплинированные.

Мы всегда подшучивали над китайскими студентами, которые сразу после обеда идут в библиотеку. Они очень много времени уделяют самообразованию, к сожалению, наши этим похвастаться не могут. Я, например, окончила два казахстанских вуза и, имея членские билеты в библиотеку, ни разу не посетила ее. Обычно мы начинаем заниматься перед экзаменами. Когда уже приперло.

Образование важно для местных. К тому же они очень прилежны. Считаю, что причина такого отношения не только к учебе, а вообще ко всему заключается в многовековых традициях дисциплины, чинопочитания, законопослушания.

К примеру, одним из важнейших критериев оценки учебы является посещение занятий, и если студент-отличник имеет посещаемость ниже 50 процентов, его отчисляют из университета. Никаких поблажек они не имеют.

Высокие требования к преподавательскому составу – тоже одна из фишек. Они проходят аттестацию раз в полгода, в престижных вузах на каждое место буквально выстраивается очередь кандидатов.

В Китае обучается много иностранных студентов. В моей группе, например, учились люди из Африки, Японии, Мексики, России, Иордании, Пакистана, Турции, Венгрии, Южной Кореи, Ганы. Когда смотрю на свои фотографии, улыбаюсь – просто дружба народов какая-то!

В год правительством КНР выделяется 60 тысяч грантов для иностранных студентов, плюс к этому каждый университет дает свои гранты. Считаю, что это очень продуманная политика экспансии китайской культуры и в целом Китая за рубеж.

Те, кто оканчивает их университеты, однозначно становятся своеобразными проводниками этой страны.

Кроме того, в будущем они будут работать на экономику Поднебесной, поскольку, уезжая в свое государство, выпускники всегда имеют возможность трудоустроиться в компании, связанной с КНР. То есть это свое­образные инвестиции в свое будущее.

Китайцы вообще готовы платить большие деньги высокопрофессиональным специалистам. Хорошие мозги там дорого стоят.

Например, мой знакомый – талантливый инженер, переехавший туда из одной из постсоветских стран, получил взамен своим 500 долларам зарплату порядка 20 тысяч долларов, роскошную квартиру, полный соцпакет, личный автомобиль и переводчика.

Но условия контрактов, кстати, очень жесткие, а отношение к иностранным специалистам прагматичное. Это ресурс, который нужно использовать. Потому не нужно питать иллюзий насчет китайского радушия.

Мультимиллионер Карабас собственноручно подмел за гостями двор

– Расскажите о своей жизни в Китае. Чем она отличается от жизни в Казахстане? Что вас удивило, а что огорчило? Вы изменились?

– Жизнь там и тут никак нельзя сравнивать. Я многому научилась и сделала много открытий в первую очередь в себе.

Бывало стыдно за ход своих мыслей, за ту печать, которую несет мое сознание. Например, однажды в метро вошел субтильный китаец с огромной коробкой. Видно было, что она очень тяжелая, и парень оставил ее прямо у входа. Сотни людей молча перешагивали через эту коробку, и только у меня возникла мысль сделать ему замечание. “Почему ты не убрал с прохода?” – возмутилась я. А китаец в ответ заулыбался во весь рот и стал объяснять мне, что коробка очень тяжелая и поэтому он оставил ее у входа.

Выйдя из метро, я задумалась: почему у всех остальных пассажиров этот поступок не вызвал негативной реакции? Что со мной не так?

Точно такая же реакция у меня возникла, когда я увидела подрезающие такси, в котором я ехала, автомобили. Ожидала возмущений таксиста, а он улыбался.

Или ситуация, когда на узкой улочке два водителя выясняли какой-то вопрос и из-за них выстроилась огромная пробка. Местные водители спокойно ждали, а я нервничала.

Это и есть разница менталитетов.

читать дальше!
Алматы Автор: Ботакоз Копбаева