В этом интервью на вопросы польского журналиста отвечает британский. Уже одно это предполагает, что ждать объективных оценок или, тем более, глубокого анализа не приходится. Особенно в том случае, когда речь идет о деле Скрипалей, газопроводе «Северный поток — 2» или ситуации на Украине. Правда, есть интересные оговорки, в частности, на тему о том, нужно ли уважать российскую специфику.
Nowa Europa Wschodnia (Польша): окончательный конец иллюзий
Кшиштоф Попек (Krzysztof Popek)
Интервью с британским журналистом и экспертом
по Восточно-Центральной Европе Эдвардом Лукасом (Edward Lucas).
Кшиштоф Попек (Krzysztof Popek)
Интервью с британским журналистом и экспертом
по Восточно-Центральной Европе Эдвардом Лукасом (Edward Lucas).
Nowa Europa Wschodnia: Оказала ли история с неудавшимся покушением на Сергея Скрипаля значительное влияние на отношения между Россией и Западом?
Эдвард Лукас: Я надеюсь, что это влияние будет долгосрочным, и до сих пор жду серьезного ответа со стороны Великобритании. Делать заявления, устраивать пресс-конференции, указывать на шпионов, когда известно, кто эти люди, несложно, но таких шагов мало. Я жду стратегического разворота курса Великобритании в отношении России, особенно в сфере, связанной с «грязными деньгами». На эту тему кое-кто уже высказывается, но этого недостаточно.
— Дело Скрипаля изменило что-то в подходе Запада к России?
— Таких людей, как я, еще 12-15 лет назад считали безумцами. Идея, что Москва уже сейчас представляет угрозу, а совсем скоро угрозой станет Пекин, выглядела необычной. Скорее, было принято считать, что Россия — это рынок для инвестиций, что она поможет нам в борьбе с терроризмом в Афганистане, и что между нами есть лишь незначительные расхождения в подходе к безопасности, например, на территории бывшей Югославии. Все радикальным образом изменилось: люди осознали, что Россия представляет опасность в военном плане для севера и востока Европы (что мы недавно видели в Азовском море), а кроме того, расширяет свою сферу влияния, распространяя фальшивые новости, ведя кибервойну и нападая на наши компьютерные системы. Точка зрения изменилась, но, повторюсь, еще в недостаточной степени.
— Можно взглянуть на это с другой стороны. Внутренняя ситуация в России меняется, что показали далекие от ожиданий Кремля результаты последних локальных выборов. Одни говорят, что это «начало конца» Владимира Путина, другие считают, что это временный эффект проведения пенсионной реформы.
— Власть Путина часто начинает шататься, и Кремлю приходится заново ее укреплять. Это постоянный процесс. Особенно он был заметен в первые годы правления Путина. Зарубежные комментаторы предсказывали, что долго он не продержится, но в кризисных ситуациях российский президент демонстрировал гибкость и в итоге добивался успеха. Он обращался как к репрессивным инструментам (подавление протестов при помощи жесткой пропаганды и запугивания, преследования), так и к методам, направленным на отвлечение внимания (война на Украине, операция в Сирии). Российские власти извлекали из этих войн свою пользу, а одновременно общество получало новую тему для обсуждения.
Я думаю, что раз Путин вновь столкнулся с проблемами, он найдет средства, которые позволят ему с ними справиться. Он может, например, обещать какого-то рода либерализацию, расширение сферы свобод, повышение уровня жизни, или, наоборот, избрать путь репрессий, и тогда обстановка в России станет еще более пугающий. Третий путь — это использование новых тем для отвлечения внимания. Возможно, Путин обратится ко всем трем методам одновременно. Слишком много экспертов считали, что путинский режим долго не протянет, я не хочу совершать ту же ошибку.
— Скорого конца путинского режима ожидать не приходится, но, может быть, у России есть перспектива эволюционировать в сторону демократического государства западного образца? Раньше я бы такого вопроса не задал, но после Брексита, появления Трампа, перемен, которые произошли в Польше, стало казаться, что нет ничего невозможного.
— Россия сейчас переживает один из самых долгих в ее истории периодов стабилизации и развития в сфере личных прав. В последние 20 лет россияне могут наконец сказать, что их жизнь улучшилась. Для многих людей это очень важно, и благодарят они за это Путина. Мы, критики, могли бы парировать, что все могло бы быть еще лучше, однако, россиянам достаточно того факта, что ситуация не выглядит трагически..... читать полностью