Что показали думские декларации: депутаты живут все лучше и веселее
Марина Озерова


В конце прошлой недели россияне узнали, сколько заработали в 2018 году президент, сотрудники его администрации, члены правительства, депутаты Госдумы и сенаторы.

Антикоррупционное законодательство требует от всех высших должностных лиц России ежегодно в срок до 1 апреля представлять сведения о денежных доходах за прошлый год, о находящейся у них в собственности и пользовании недвижимости, а также транспортных средствах и крупных приобретениях. Аналогичные сведения нужно подавать и о своих супругах и несовершеннолетних детях. Но те данные, что потом предъявляются на потеху широкой публике, — это не сами декларации, а скудные и лишенные конкретики сведения из них. Денежный доход указывается общей суммой, без указания на то, как она получилась. Недвижимость — с указанием лишь вида объекта (квартира, дом, участок, сарай или бассейн), его площади и страны, где он находится. Марки автомобилей и катеров с самолетами-вертолетами — без указания года их выпуска. Но кое-какое представление о жизни российской политической элиты эти сведения же все дают.

Опубликованные на официальном сайте Госдумы декларации о доходах и имуществе всех имеющихся сейчас в наличии 444 депутатов за 2018 год показывают: совокупный денежный доход народных избранников вырос — как и число тех, кто не представил данных о своих супругах.

После того как за сданные не вовремя или просто не сданные декларации стала грозить потеря мандата, в этой части дисциплина восторжествовала: все депутаты «сдаются» вовремя. Тем же из них, кто в декларациях наврал или что-то утаил, до последнего времени не грозило вообще ничего. Но в конце прошлого года в действующий закон «О статусе члена СФ и депутата ГД» наконец-то внесли изменения, которые вроде бы исправляли ситуацию: теперь депутату или сенатору, который представил «заведомо недостоверные или неполные» сведения, можно объявлять предупреждение. Самое суровое наказание — лишение должности спикера, вице-спикера, главы комитета или заместителя главы комитета до окончания срока полномочий. О вынесении предупреждения предписано сообщать на официальных сайтах Госдумы или СФ и в «Парламентской газете».

Но вот незадача! Порядок применения вышеперечисленных мер ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства должен быть определен в регламентах обеих палат. В Госдуме такой порядок до сих пор разработать почему-то не удосужились.

Между тем изучение представленных нам сведений о доходах и имуществе депутатов, их жен (мужей) и детей, не достигших 18 лет, приводит к радостному выводу: в общем и целом все у них неплохо, динамика положительная. Совокупный денежный доход депутатов Госдумы (не считая членов семей) за 2018 год превысил 9 млрд рублей, и на одну депутатскую душу, таким образом, пришлось в среднем ежемесячно примерно 1,7 млн рублей. В 2017 году все депутаты вместе взятые получили из разных источников за год около 6,2 млрд рублей, а средний денежный доход составлял примерно 1,2 млн рублей в месяц.

Хотя депутатам очень не нравятся такого рода сравнения, но от них невозможно удержаться. По данным Росстата, в 2018 году средний денежный доход на душу населения составлял около 32,6 тыс. рублей в месяц. Да, данные Росстата о средних денежных доходах населения подвергаются обоснованной критике, и да, Росстат обещает пересмотреть методику их расчета, но других пока у нас нет. И даже если среднероссийские цифры занижены, потому что значительная часть экономики — в серой зоне, то депутаты живут в той же стране и зарабатывают в таких же экономических условиях.

Более точное представление о среднем уровне задекларированного достатка депутатов дает вычисление их медианного дохода: в 2017 году он составлял около 417 тысяч рублей в месяц, а в 2018 году вырос до примерно 427 тысяч рублей в месяц. То есть половина депутатов имела меньше этой суммы, а половина — больше. 427 тысяч рублей в месяц — это депутатская зарплата и еще небольшой довесок в пару десятков тысяч рублей из других источников (проценты со счетов, доходы от акций или продажа недвижимости? мы не знаем).

Если сравнить средний задекларированный денежный доход депутатов с аналогичным у сенаторов, то по итогам 2018 года члены Совета Федерации выглядят гораздо солиднее: на каждого в среднем в верхней палате парламента приходится около 2,6 млн рублей в месяц.

***

С 2011 года «МК» вычисляет семьи депутатов с годовым доходом более 100 млн рублей, записывая их в клуб «Для тех, у кого за 100». Такой подход представляется вполне обоснованным: муж да жена, как известно, одна сатана, да и зачастую сам депутат скромно предъявляет миру одну зарплату, а его (ее) супруга (супруг) — сотни миллионов, а то и миллиарды. С радостью констатируем: если в 2017 году стать членами клуба смогли лишь 13 депутатских семей, то в 2018 году таковых оказалось уже 20: 16 семей единороссов, две — справороссов (Вадима Белоусова и Валерия Гартунга) и две — коммунистов (Владимира Блоцкого и Александра Некрасова). Наглядные примеры того феномена, о котором мы говорили выше, — семья Некрасовых, где сам депутат предъявил миру 4,9 млн рублей, а его супруга — 705 млн рублей, а также семьи единороссов Сергея Петрова (депутат заработал 26 млн рублей, а его супруга — 470 млн) и Дмитрия Саблина (7 его миллионов против 467 млн жены).

читать дальше