«Это бесполезно, но прикольно». Зачем петербуржец семь лет коллекционирует невидимки и учит людей искать их на улицах
Ева Реген


Никита Сивушкин семь лет собирает невидимки для волос, которые находит повсюду — на тротуарах и в метро. В его коллекции уже около 8,5 тысячи. Он составил интерактивную карту найденных заколок и написал методичку «О шпильках и невидимках», а этим летом провел 10 экскурсий в Петербурге и Москве.

Зачем вообще собирать невидимки, кого это увлекает и как люди реагируют на такое хобби? «Бумага» поговорила с Сивушкиным о его увлечении.
Фото: Алена Пылаева

— Расскажи, как ты начал собирать невидимки.

— Когда я в 2011 году переехал в Петербург из Мурманской области, у меня было весьма ограниченное представление о городе: моя жизнь состояла из общаги и универа, это «Проспект Ветеранов» и «Техноложка». Соответственно, проходя каждый день по одному маршруту, я его неплохо знал, но в определенный момент мне стало казаться, что с ним что-то происходит, хотя он и не менялся.

В один из дней выяснилось, что всё дело в валяющихся невидимках. Оказалось, что привычная мне реальность снабжена невидимками наравне с привычным органическим мусором, бутылками и фантиками. В конце концов я решил: раз я избран как человек, который видит невидимки, надо с этим что-то делать. Но что я сделал?

Собирание невидимок абсолютно отражает мою сущность: это бесполезно, но прикольно. Такова и моя роль в реальности — я абсолютно бесполезен, но при этом вроде как всем нравлюсь.

— В каком состоянии твоя коллекция сейчас?

— Я пересчитываю невидимки раз в год вместе со своим комитетом по счету невидимок (в нем состоят два человека — прим. «Бумаги»). Они говорят: «Мы насчитали за шесть лет. Ты можешь просто это запломбировать? А на следующий год мы посчитаем небольшую кучку?» А я говорю: «Нет, надо всё считать с нуля». И с каждым годом мы сидим всё дольше. Сейчас их примерно 8,5 тысячи. В этих цифрах чувствуется мощь, но это всего лишь пять пятилитровых алюминиевых банок из под соуса для пиццы. Если переводить в килограммы, выйдет около двенадцати.

— Как ты начал писать методичку?

— Первое. В университете я учился на специальности «Управление в технических системах». Люди, которые там работают, суперумные челы, но поскольку студенты-то тупые, они забили на попытки вытянуть их, и учебный процесс застопорился где-то в 90-е. Мне нравилось, что я изучаю то, что мне не пригодится в жизни: это довольно абсурдно. Но при этом я хотел улучшить учебный процесс и написать пособие в свободной форме для первокурсников на тему «Ты не фигней занимаешься, а нормальным делом. Это просто выглядит так, словно ты занимаешься фигней».

Второе. Прошло три года собирания невидимок. Я решил отпраздновать эту дату и трансформировал эту идею в пособие по собиранию невидимок. Я насмехался над собственной идеей и над образовательной системой, нагромоздил в методичку кучу клише. Это насмешка и над самой темой — якобы там о невидимках, но на самом деле вообще не про это. Это и дань любви методичкам — они маленькие, там нет воды, как в учебниках, они по-человечески написаны.

— Ты говорил, что одна учительница литературы показывает твою методичку ученикам. Как это произошло?

— Я выложил текст к себе на страницу во «ВКонтакте», чтобы мои двенадцать друзей поржали. В определенный момент меня репостнул паблик «Улов» со всякими мемчиками. После этого мне начали писать люди.

читать дальше