От редакции:
Фильм Алишера Усманова
Фильм Алишера Усманова
Что касается и самого фильма, и режиссера Кончаловского - в редакционном комментарии не нуждается. Ну кроме, видимо, не пропущенной, а сочтенной рецензентом неважной детали: рефреном через весь фильм прекрасные виды Италии и столь же прекрасные творения Возрождения, а между ними - творцы. Грязные, временами уродливые, больные, пьяные, ничтожные... Великолепная природа - и природа, преображенная в великом искусстве, а между ними - посредник, человечишко мелкий... Ну средневековье же, плохие зубы, вши, помои, которые выливают прямо на улицу, на головы мэтров итальянского Возрождения. Perfetto!
Но я не об этом. Я о другой легенде, которая творится вот сейчас, у нас на глазах.
Алишер Усманов не спонсор, он продюсер (NB) картины! Мы, конечно, прекрасно понимаем, что снимал кино Кончаловский, и что свои отношения с продюсером он даже как-то отразил во взаимоотношениях Микеланджело с Медичи и Делла Ровере, они ведь сложные, отношения. И с немногословными Медичи, постоянно повторяющими "мы же семья", и с герцогом Делла Ровере, даже внешне напоминающим чеченского олигарха... Они не однозначно отрицательные герои, даже в чем-то совсем не отрицательные. "Я знаю, что буду гореть в аду, но за что мне наказание и там видеть тебя?"
Продюсер в дословном переводе - создатель, творец. И в западной традиции именно продюсер создатель фильма в большей степени, чем режиссер. Ни Медичи, ни Делла Ровере не ставили свой копирайт на творениях Микеланджело и Да Винчи.
Конечно, для миллиардера Усманова не права на фильм важны, и вполне интеллигентный Алишер Бурханович, наверно, как-то участвовал и в творческой части... Но не в этом дело.
Творится легенда, что "лучшие люди" страны - олигархи, креативные помощники президента, культурные министры были элитой общества, и именно им Россия обязана всем-всем-всем. Даже творчеством бунтующих против власти - все равно им. Ну не профессорам-потрошителям, не этим же всяким грязным, корыстным, мелким людишкам из толпы - режиссеришкам-вороватым, актеришкам-педерастам, художникам-алкашам.
Нет, все хорошее в России продвигалось "ведущим слоем", которые ценили и оценивали, покупали произведения и заказывали их, а иногда даже и сами, игрой тонкого разума, создавали какое-нибудь "Околоноля", навроде Маргариты Наваррской с ее "Гептамероном".
И когда очередные большевики, эти мерзостные "шариковы" что-то нехорошее сделают с теми 0,001 процента владеющих в стране всем-всем, крутые бизнес-джеты увезут "мозги нации" на далекие лазурные берега, а в несчастной России останется легенда - вроде той, про убиенных прекрасных княжон и "философский пароход".
Даже не поспоришь - фильм Алишера Усманова великолепен, это уже в истории мирового кинематографа, хотя только вчера состоялась премьера в России. Он нашел неплохого режиссера и подобрал отменного актера на главную роль. И натурные съемки - это вам не "заграница" в Таллине. Отлично! Perfetto! Bravissimo!
А.Б.