"Грех" Андрея Кончаловского как лучшая реабилитация производственной драмы
Митина Дарья


"Однажды зашел разговор о смерти, и один из друзей сказал, что, вероятно, не хочется ему умирать, так как он постоянно трудился ради искусств и покоя себе не знал, на что Микеланджело возразил: «Пустяки, раз жизнь нам приятна, то и смерть, изделие того же мастера, должна нам понравиться».
(Джорджо Вазари)

В Москве завершился VI-й Российско-итальянский кинофестиваль RIFF, и мы, его жюри, единогласно присудили первое место грандиозной кинофреске Андрея Сергеевича Кончаловского «Грех» - ««за масштабность высказывания; за художественный вклад в изучение великих фигур итальянской истории». Это было лёгкое решение в силу его очевидности. Сам Кончаловский всегда подчёркивает, что он российский режиссёр, но его фильм «Грех» Италия точно так же считает своим национальным культурным событием, как и Россия - картина об итальянском гении снималась в Италии смешанной русско-итальянской съёмочной командой.

Рука того, кто ещё не посмотрел картину про великого мастера эпохи Высокого возрождения, невольно тянется самодовольно написать «все мы читали Вазари», но Кончаловский демонстративно отказывается от канонов классического байопика - произвольное, казалось бы, выхватывание режиссёром короткого эпизода из долгой 89-летней жизни Микеланджело Буонарроти получилось как бы в полемике со знаменитым жизнеописанием, - несмотря на то, что прижизненные критические оценки художников, несомненно, в очень большой степени влияют на суждения последующих поколений. Кончаловский характеризует изображаемый им период итальянской истории как соперничество и войну на уничтожение между аристократическими династиями делла Ровере и Медичи, закончившиеся угасанием одной и воцарением на Папском престоле другой, а самого Микеланджело, работавшего по заказам сильных мира сего, помещает между этих жерновов тщеславия, властолюбия и высокомерия. В то же время в хрестоматийном жизнеописании итальянского художника, скульптора, архитектора и историка искусства Джорджо Вазари об этой борьбе знатных семейств нет ни слова, фамилия делла Ровере не упоминается вовсе, и в качестве высокопоставленных заказчиков и покровителей Микеланджело фигурируют только Медичи, - как-никак, в момент смерти последнего Папы из династии делла Ровере, Юлия II, самому Вазари было всего два года. В фильме «Грех» же Папа Юлий II, вопреки всем суевериям того времени при жизни заказавший собственную гробницу Микеланджело, - один из ключевых персонажей. Именно затянувшаяся на 40 лет работа над этой усыпальницей становится проклятием Мастера, не позволяет художнику полностью отдаться другим проектам и навлекает на него гнев новых хозяев жизни.

Погружаясь в перипетии лавирования находящегося в зените славы Микеланджело между именитыми заказчиками, понимаешь, что Кончаловскому было важно показать именно этот отрезок времени, когда художник самой жизнью ставится в ситуацию постоянного выбора - и социального, и творческого, и нравственного. Его Микеланджело (стопроцентное попадание в образ Альберто Тестоне, дантиста, давно уже из актёра-любителя ставшего большим профессионалом) мечется между гневом и милостью римских, флорентийских и венецианских нобилей, работает на износ, испытывает постоянный цейтнот, срывая сроки контрактов, разрывается на части, будучи при этом всю жизнь востребован, как никто другой из его великих современников.

Кончаловский был и остается очень социальным режиссером. На самом деле, настоящая художественность сама по себе социально содержательна, но в “Грехе” это вовсе не примитивная социальность поучительных притч, как художник, жаждущий творить и создавать великие произведения искусства, вынужден постоянно зависеть от тех, кто ему платит, от сильных мира сего. Сам режиссер на словах признает: «Во времена СССР я работал на заказ, точно так же как Микеланджело. Ведь Микеланджело, как вы знаете, работал только по заказу. Но это не помешало ему создавать шедевры. Микеланджело искал не свободу, а удачу и возможности для творчества». Искусство - это, прежде всего, канон, глубокое знание и проникновение в дух развития самого себя. Даже горячий протест против канона все равно неизбежно зависит от него и им порожден.

Один из лучших памфлетистов за всю славную историю русской публицистики Лев Троцкий подметил, что «в искусстве, говоря общо, выражается потребность человека в гармонии и полноте существования” - тех самых высших благ, которых его лишает современное общество, и поэтому в подлинном творчестве всегда заложен протест против действительности, сознательный или бессознательный, активный или пассивный, оптимистический или пессимистический». Для знакомых с историей искусств в “Грехе” ясны аллюзии, как Высокое возрождение (как и каждое новое течение в искусстве) начинало с возмущения и протеста. Один из ярких эпизодов картины: Микеланджело пытается не пустить Папу Юлия со свитой в недорасписанную им Сикстинскую капеллу, - «половину работы не показывают», - а когда один из кардиналов угрожает ему гневом Святой Инквизиции из-за Евы, уткнувшейся носом в мошонку Адама, грубо ему возражает. Микеланджело у Кончаловского - одновременно и зависимый от внешних обстоятельств, и свободный от необходимости совершать сделки с собственной совестью: роскошь, доступная немногим. В самом деле, немногие даже великие мастера в те времена могли заявить Папе Римскому или Великому герцогу: «Я не обязан и не хочу быть обязанным рассказывать вашему преосвященству и кому бы то ни было про то, что должен и что хочу делать. Ваше дело следить за тем, чтобы были деньги, да охранять от воров, а планы работы предоставьте мне».

Несмотря на то, что мы практически не видим Гения за работой (две секунды, в течение которых он полирует коленку Моисея, центральной фигуры той самой гробницы, не в счёт), «Грех» - это производственная драма. Кончаловский сумел реабилитировать жанр, который со времен СССР пользуется не очень доброй репутацией. Муки творчества, метания художника между земным и Божественным суть неотъемлемые составные части этого производственного процесса.

читать дальше