Совесть Эпохи ушла...
Чёрный Дмитрий


Вчера пришла безжалостная весть: Владимир Сергеевич Бушин скончался.
В год, а то и в десятилетие, когда мы, как послушное стадо, привыкли получать такие новости в самые больные места, как удары кнута беспощадного Хроноса, удары не отдельных каких-то судеб, а всей Постэпохи, одной на всех - всё равно это известие застало врасплох. Мы вчера лишь могли передавать этот факт, не смея прибавить к нему ни слова.

Были "боевые нулевые". Теперь есть название и "закругляющемуся" десятилетию - "проклятые десятые". Проклятые не только из-за невосполнимых утрат, а в первую очередь из-за готовности к этим утратам, - из-за сломленности нас и масс, из-за отступления прогрессивной части человечества перед регрессивной. Пролетариата перед буржуазией, рабочего класса перед паразитариями всех стран.
Всё это знал, понимал, не уставал напоминать об этом товарищ Бушин. Но теперь уже не сможет напоминать.

В случае Бушина никакие ссылки на возраст не проходят: в 2015-м весной я застал его бодрым, молодым, сильным. Мы проговорили как век не видавшиеся единомышленники, безостановочно два часа, и могли бы ещё, но материал требовался срочно и его надо было расшифровывать уже с диктофона (причём не моего, а тогдашнего вокалиста моей рок-группы, ему посчастливилось тоже побывать у Бушина).

Привожу это интервью сейчас полностью, потому что трудно говорить постфактум. Не хочется говорить без Бушина, хочется говорить с ним. Тот толстенький номер "Литературной России", к юбилею Победы, где все поработали с максимальной выкладкой - вышел на славу. Помню, его благодарно увозил в ДНР один наш товарищ...

Бушин был живее и активнее многой молодёжи. ФОРУМ.мск публиковал его иногда. А он сам, продираясь сквозь хитросплетения сублимаций-коммуникаций Постэпохи - регистрировался в фейсбуке, внезапно меня зафрендил, когда я уже ушёл из "ЛитРоссии" - чем в тот момент ободрил меня, даже вдохновил. Помнил ведь! Выискивал публикации и читал с тем бесценным отеческим вниманием, которого нам не хватает в политически-публицистическом накале и одиночестве бегунов на долгую дистанцию.

Он был именно таким. Он опровергал долгой и плодотворной жизнью законы внешнего Хроноса, доказывал, что Советское Время, синхронизированность с Эпохой - способны биться внутри каждого, давать силы творить. Давать силы Советской Правды - бичевать, как только он, равный, мог - подлеца Солженицына, "мастера первого плевка", коему "президент всех россиян" радостно открывал памятник на Таганке. И это значило, что современнику-противнику Солженицына надо, необходимо "жить долго, жить нАзло" - как говорил герой-Мересьев в том самом фильме...

Иллюзии, конечно, улетучивались у всех патриотов. Один Проханов остался в прокремлёвской добровольной ссылке "по уму" - путинизм не лечится...

Когда прошло обольщение "президентом всех россиян" - а тогда, увы, многие клюнули на прохановщинку, на политику задобрения патриотов, - Бушин с характерной строгой иронией бичевал и Путина. Никаких тут не было табу, и быть не могло - сколь велик Бушин и сколь ничтожен на его фоне врунишка этот питерский... Успел разглядеть двойного агента в том, который увешивал лукавыми наградами не одних олигархов. Бушин был и остаётся эталоном большевистской публицистики. КПСС, бывшая совестью Эпохи - канула в Лету, а он, самозахватом, самоволкой - Совестью Эпохи стал, продолжал быть, продлевая тем и Эпоху в нас! Доказывая, что и чёрная полоса исторической антитезы, Постэпохи - не бесконечна, при адекватном противлении, понимании, рукотворно сгинет. Но лишь перед напором масс, а не публицистов-одиночек.

Кстати, и в быту, - уж коль скоро я брал интервью дома, могу теперь проговориться, - он был как большевики скромен. Вспомнились тогда Горки Ленинские... Лишь в этом, немногом проявлялся и его русский патриотизм, который только фундировал советский... Помню какие-то малозначимые детали быта, живописный электросамовар у окна, наклеенные на дверь шкафа, почти как подростки делают, только с другим материалом, ксерокопированные фотографии Ленина, Сталина, его военачальников...
Увы, трагическая весть застала меня в Томске, вдали от дома и домашнего копьютера, а все остальные фотографии цветные, оставшиеся от единственного визита в Красновидово - там. В Томске по-русски снежно и безмятежно, он был бы рад этому снежку и его, наперекор непроглядной ледяной тишине, мятежному скрипу под шагом успевшего синхронизироваться с Красновидовскими Курантами... Бесценными станут сейчас книги Бушина.

Засим умолкаю и как бы включаю запись интервью апреля 2015-го.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
НЕ ОТРЕКАЙТЕСЬ ОТ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО!

читать дальше

Последняя статья Владимира Бушина