Апрелевский завод грампластинок и мифы о Моллях, от большевиков умученных (ч.1)
Чёрный Дмитрий


Некоторые читатели обвиняют нас в высокопарности, когда встречают слова о проданной родине. Однако примеры из жизни не дают нам так уж далеко уходить от того, что есть...

Вот этот материал в разделе "Московский листок" вызвал всплеск читательский такой, что "Нью-Йорк Таймс" брали потом у меня комментарий... Поэтому цитируем сами себя кратко.

По итогам прошедшего 7 февраля аукциона 100% акций "Мелодии" у Росимущества приобрела компания "Формакс". Отмечается, что к аукциону были допущены всего два участника – ООО "Студия Союз" и ООО "Формакс". Последнее предложило за актив 329,6 млн рублей при стартовой цене в 320 млн. и стало победителем.

За эти деньги компания получила все активы "Мелодии", включая два здания на Карамышевской набережной и Тверском бульваре, стоимость которых оценивается в 300-350 млн. рублей, а также весь национальный звуковой архив России, формировавшийся с 1910 года, состоящий из 239 тыс. единиц аналоговых носителей, многие из которых уникальны и никогда не издавались.

Экспертов, способных оценить хотя бы примерную стоимость архива, нет. Известно лишь, что в фонотеке находится около 1,7 млн минут звукозаписей, все авторские права на которые теперь также принадлежат ООО "Формакс".

Это классика в исполнении лучших музыкантов — Рихтера, Ойстраха, Ростроповича, вся советская эстрада, голоса космонавтов и великих ученых, писатели, которые читают свои произведения, – Толстой, Маяковский, Зощенко, Пастернак, Ахматова, речи генеральных секретарей – Хрущева, Брежнева, Черненко, фонограммы выступлений Ленина и Сталина и многое другое. И все это на виниле и аналоговых магнитных лентах, основная часть которых так и неоцифрована. Все это теперь принадлежит малоизвестной частной фирме, предоставляющей посреднические услуги между владельцем прав на музыкальные произведения и компаниями, использующими в своей работе музыкальное фоновое сопровождение, – магазинами, кафе, парками.


Отметим, что приватизировать "Мелодию" собирались неоднократно, начиная с 2007 года, но как только вставал вопрос о сохранности фонотеки, процесс приостанавливался. Согласно первоначальным планам, после инвентаризации и аудита она должна была перейти в ведение Росархива.

И вот, по следам этой небывало дармовой приватизации - оживились и блогеры, побежали фотографировать куски Советской эпохи. Некто Максим Новиковский пишет вроде бы в том же критическом антикапиталистическом русле, но явно надёргав информации из противоречивых источников, иногда и хронологии не соблюдая.

Но независимо от ляпсусов, которые мы оставляем на совести автора, интересно - Апрелевский завод ведь тоже принадлежал Всесоюзной фирме грамзаписи "Мелодия", как и костёл между Брюсовым и Вознесенским переулками (там теперь Англиканская церковь - дар Лужкова, наверное)! Так что же стало с этим крупнейшим в Европе и в СССР заводом, который весь СССР снабжал незаменимым на тот момент винилом - носителем самообразования, просвещения?

Промышленное производство грампластинок в России было налажено в 1910 году, когда в подмосковном селе Апрелевка открылась первая русская фабрика немецкого бизнесмена Готтлиба Молля, в последствии его сына Иоганна (Ивана Богдановича) Молля, по изготовлению массы для граммофонных пластинок и их прессовки. В первые годы советской власти, Иоганн Молль, унаследовавший фирму, был арестован ЧК, где его в течение двух месяцев пытали, так что после освобождения за недоказанностью "вины" он не прожил и полгода. Калекой в 1920-е годы его все же выпустили обратно в Германию вместе с семьей, а его жена сумела вывезти из тогдашней РСФСР его детей от любовниц. Фабрика перешла полностью в руки молодой Советской федеративной республики.

Чудесный слог и железная логика! Не прожил и полгода, однако всё же в Германию кровавые чекисты выпустили. Труп выпустили? Нет, нечто живое - наверное, оно ещё и передвигалось своим ходом. И не просто калеку Иоганна, но всю семью выпустили, включая детишек любовниц (кстати, судьба самих любовниц Новиковским исследована недостаточно). Удивительно же?

Объективно узнаём из абзаца, что Апрелевский завод существует с 1910-го года, когда тут были выпущены первые пластинки. Но не оставляет как-то вопрос о невинно умученном Иоганне Богдановиче!

Обнаруживаем легко в Википедии, что апрелевский завод грампластинок был основан Моллем, только другим.

В России, куда он приехал в 1880, пруссак Готлиб Генрих Карл Молль был известен как Богдан Васильевич Молль. Сначала работал на заводах С. И. Мальцова в Песочне и Людинове. Женился на Агафье Алексеевне Рубцовой, дочери литейного мастера. С 1885 года занимался производством эмалированной посуды на Думиничском чугуноплавильном заводе Цыплаковых и Лабунского. Рецепт эмали Молль разработал самостоятельно и держал его в секрете. В 1908 году на выставке в Париже продукция Думиничского завода была удостоена золотой медали. Помимо эмалировочного завода, у Молля в Жиздринском уезде Калужской губернии были небольшие предприятия по производству мыла, буры и сыра.

В октябре 1910 года Молль подал в московское губернское правление прошение о разрешении строительства «фабрики для изготовления граммофонных пластинок с числом рабочих от 15 до 20 человек на собственной земле, находящейся в Московской губернии Верейского уезда при имении Апрелевка Московско-Брянской железной дороги». Участок под строительство обошелся ему в 30 тысяч рублей. Молль начал переговоры о приобретении матриц с записывавшей русских певцов берлинской фирмой Da Capo Record, чтобы к открытию его фабрика уже имела объём работ. За 400 матриц Молль заплатил 15 тысяч немецких марок. В ноябре в Апрелевку прибыли из Германии два специалиста по граммофонному делу — Август Кибарт и Альберт Фогт.

Вот оно, значит, как. И умер основатель будущего завода "Мелодии" не от ран, нанесённых кровавыми жидобольшевиками Дзержинского ему как буржую и арийцу, а преспокойно вернувшись из РСФСР в 1921-м году в Германию, чинно, спокойно, на уютной кровати в 1926-м аж году, захоронен в семейном склепе.

читать дальше