Студентов принудили сдавать сессию киберпроктору

Летнюю сессию 2020 года студенты сдают онлайн. Защищаются тоже в виртуальном пространстве. А экзаменаторы, отчитавшие курс, дистанционно выясняют, что за время занятий они поняли, запомнили. И что осталось вне поля зрения, ускользнуло и поэтому (или не только поэтому) в ход пошли шпаргалки.

Но как это можно проверить, если экзаменатор сидит у себя дома перед компьютером, а экзаменуемый — у себя?

В конце прошлой недели журналист, литературный критик, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ Анна Наринская написала в Facеbook: "Cтала свидетелем (!!!) исполнения студентами требования отвечать с закрытыми глазами во время экзамена по зуму. Это предосторожность, чтоб студент не наложил экран с ответами на окно чата и не читал с него".

Оставалось выяснить, насколько часто такое встречается. А заодно узнать, какие плюсы и минусы у виртуального формата образования и как оценивают перспективу перехода на онлайн-обучение обе стороны.

Студентка филфака МГУ рассказала, что все экзамены и зачеты она сдавала, открыв глаза. Такого требования не было, но на одном зачете отвечать пришлось безо всякой подготовки: то есть сразу давать ответы на поставленные преподавателем вопросы. В остальном сессия прошла относительно спокойно. Некоторые преподаватели "раздавали" номера билетов заранее. А во время экзамена говорили, какие вопросы относятся к какому номеру и давали время на подготовку.

Один раз возникли трудности, но, скорее, что называется, личного характера. Когда для выполнения письменного задания надо было скачать определенную программу, но ее компьютер программу не поддерживал. Экзаменатор вошел в положение и, как исключение, позволил прислать ответы в другом формате.

Возможность перехода на интернет-образование эту студентку скорее огорчает. Теряется смысл обучения вообще и в конкретном вузе в частности. Невосполнимая утрата, если полноценное образование, которое дает Московский государственный университет, в итоге заменит "обучение в формате самообразования".

А еще эта студентка призналась, что никогда так не уставала, как в этом семестре: "Я почти не спала, столько приходилось заниматься. Это очень выматывающе".

В последней части с ней готова поспорить студентка Высшей школы экономики, которая защищалась в этом году: "Мне было легче. Мне очень долго добираться до университета, приходится рано вставать. Пока едешь — волнение нарастает, да еще и передается от других студентов. Дома я могу лучше сконцентрироваться". Защита в формате видеоконференции никаких сложностей не вызвала, потому что все заранее были подготовлены к происходящему.

Гораздо сложнее оказалось выступать с докладами в процессе обучения: "Студенты часто не включают видео (в Zoom предусмотрена возможность обезличенного присутствия в конференции). Это хороший способ отсидеться, не задавать вопросы, а выступающим не видеть реакцию особенно тяжело".

Как и студентке из МГУ, ей не приходилось сдавать экзамены с закрытыми глазами. Зато ее подруга, уехавшая учиться по обмену в Лос-Анджелес, сдавала экзамен ВШЭ в формате технология прокторинга, специально разработанной для дистанционной системы образования. Прокторы следят, чтобы экзаменуемые выполняли задания самостоятельно и не пользовались дополнительными материалами, то есть не использовали шпаргалки. Программа контролирует рабочий стол испытуемого, количество лиц в кадре, посторонние звуки, голоса, что позволяет преподавателю понять, имели место нарушения или нет. Экзаменаторами ВШЭ применяется и киберпрокторинг, контролирующий даже движения взгляда. Поэтому одно из условий сдачи экзамена — не отводить глаз от преподавателя в мониторе.

читать дальше