Салтыков-Щедрин и его город Глупов


Как сейчас помню: 2012 год, конвент фантастики "РосКон", подмосковный пансионат, "пивная вечеринка", знакомство участников. Выхожу я к микрофону и произношу шуточное приветствие, которое сочинила специально: мол, я живу в щедринском городе Глупове, и это оказывает влияние на мою сатирическую фантастику И, не давая мне договорить, выскакивает из публики юноша бледный со взором горящим и становится "в кулачки": "Город Глупов – это Вятка!.." Мы были, как в еврейском анекдоте, оба правы: Салтыков-Щедрин служил и в Вятке, и в Рязани, и в Твери, и везде находил себе приключений на одно место.

В наказание за вольнодумие и ядовитые творения на грани прозы и публицистики (вроде "Запутанного дела") сотрудник канцелярии военного министра Михаил Салтыков в апреле 1848 года был выслан в Вятку (нынешний Киров). Там он прошел "карьерный путь" от канцелярского чиновника при Вятском губернском правлении до правителя губернаторской канцелярии и советника губернского правления и протомился до 1855 года. Собственно о службе Салтыкова в Вятке сохранилось мало сведений, в основном – его собственноручные записи и письма.

В одном из частных писем он уже из Рязани жаловался: "Подобного скопища всякого рода противозаконий и бессмыслия вряд ли можно найти, и вятское плутовство есть не более как добродушие по сравнению с плутовством рязанским". Могут гордиться и рязанские, и вятские патриоты. А из Рязани Салтыкова-Щедрина буквально убрали: в 1860 году сняли с должности гражданского вице-губернатора (на коей его за неподкупность и нетерпимость к злоупотреблениям звали "Вице-Робеспьером") и перевели в Тверь. Говорят, донесений на него скопилась целая папка. Среди них была жалоба непосредственного начальника Салтыкова – рязанского губернатора. Таким Михаил Салтыков приехал в Рязань.

Если же начинать не с самых ярких страниц биографии, а, как положено, с колыбели, то Михаил Евграфович Салтыков родился 15 января 1826 года в старинной дворянской семье в имении родителей в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. В пересчете на наше время это 27 января. Нынешний год для чиновника, ставшего писателем, юбилейный. Первым учителем Миши Салтыкова был крепостной его родителей, живописец Павел Соколов. Он получил домашнее образование, а десятилетним поступил в Московский дворянский институт. Два года спустя в награду за успеваемость и прочие достижения принят на казённый кошт (!) в Царскосельский лицей. Там и начался Салтыков-литератор. Но ранние творения Салтыкова практически не сохранились: до нас дошло лишь несколько поэтических публикаций. Это не сатира и, прямо говоря, даже и не стихи. Стихотворного дара Михаил был лишен начисто. Царскосельский лицей был "рынком" образованных управленцев высшего звена.

Окончив его, Салтыков в 18 лет поступил на государственную службу – и отдал ей с небольшими вычетами четверть века. С советских времен принято биографию и заслуги Салтыкова – царского чиновника не изучать, в отличие от Салтыкова-Щедрина – бичевателя порядков. Это несправедливо: Салтыков в обеих сферах своей деятельности стремился к максимальной эффективности. Но они находились в противостоянии друг к другу. В уже упомянутой Вятке Михаил Евграфович был в числе прочего чиновником для особых поручений при губернаторе Николае Семёнове. Тот же ранее состоял директором Рязанской мужской гимназии 1. Считается, что по его протекции 32-хлетний Салтыков в марте 1858 года получил назначение в Рязань на должность вице-губернатора.

Вятский губернатор благоволил необычному чиновнику. А может, его супруге – дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной. Брак Салтыков заключил в "вятский" период жизни, в 1856 году. Молодая семья нуждалась в деньгах, и назначение на отличную должность в Рязань виделось им как милость судьбы. В апреле 1858 года Михаил Салтыков заступил на новое место.

В первый приезд в Рязань (всего их было два) Салтыкова поселили в доме купца Морозова на углу главной Астраханской улицы и Николодворянской, близ Каменного моста. Современный адрес этого дома, который так и зовут с тех пор "домом губернатора" или "домом Салтыкова-Щедрина": улица Ленина, 42/24. Именно здесь 14 августа 2019 года в рамках II Международного форума древних городов был открыт Музейный центр имени Александра Солженицына , отдел Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Возникло любопытное пересечение судеб двух крупных писателей своих эпох, не питавших иллюзий по отношению к российской действительности, волею судьбы заброшенных в Рязань и оставшихся ею не очень довольными.

Вперед Салтыкова-Щедрина в Рязань "прибыло" знание о том, что гражданским вице-губернатором назначен "человек беспокойный", писавший остросатирические "Губернские очерки". Очерки были подписаны псевдонимом Н. Щедрин (так и "родился" этот персонаж), но сарафанное радио не обманешь: все знали, какой такой Щедрин. Тем более, что, по одной из версий, за "Губернские очерки" он и был переведен из Вятки. Крамольным текстам не ужаснулось лишь высшее лицо империи. Александр II якобы сказал: "Пусть этот господин отправляется куда-нибудь в губернию и делает все, как пишет, как считает правильным". Похоже, выбрали губернию, которую не жалко, и направили туда экспериментатора.

Чиновники в Рязани были, мягко говоря, не в восторге и ждали худшего. Худшее началось с первого же дня. Рязанские краеведы сохранили предание о том, как познакомился новый гражданский вице-губернатор со своими подчиненными. Он явился в губернское правление без предварительного оповещения. Швейцар попытался остановить его и узнать, по какому делу посетитель. Салтыков представился вице-губернатором. Старик едва не лишился чувств. Но его высокоблагородие старого слугу не тронул и даже не выбранил. Он хмуро проследовал в свой кабинет и предупредил собравших чиновников, что взяточников он у себя не потерпит и что умеет читать между строк типового канцелярского крючкотворства. Вятские годы многому его научили.

На первых порах в Рязани М.Е. Салтыков был полон иллюзий о возможности изменения существующих в России порядков с помощью действий государственной власти. Он понимал, что надо начинать с упорядочения административного механизма. Новый вице-губернатор с большой энергией затеял чистку губернских ведомств от бездарей и от взяточников. В то же время он быстро понял, как скверна обстановка в Рязани. В письмах Михаил Евграфович отмечал: "Подобного запущения и запустения я никогда не предполагал, хотя был приготовлен ко многому нехорошему Уже одно то, что в месячной ведомости показывается до двух тысяч бумаг неисполненных, достаточно покажет тебе, в каком плачевном состоянии находится здешнее губернское управление". Далее идет ностальгическая фраза про вятских плутов – отсюда они уже казались руководителю милыми Салтыков возжелал призвать к ответу тех, кто учинил в губернии беспредел, и в Рязанском госархиве остались документы, свидетельствующие, сколь ревностно он нес службу, понимаемую как идея.

читать дальше