Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
09.05.2013 в 01:49
Пишет лучик в тумане:С праздником Победы !

Длинное рассуждение о празднике и всему ему сопутствующем
Можно много спорить о том, уместно ли отмечать День победы сейчас, носить георгиевскую ленточку и снимать современные фильмы про минувшую войну. Современность берет своё и переосмысливает минувшее, а потом и сама становится историей. Точнее — очередной исторической трактовкой.
Так или иначе, но если взглянуть на нашу победу глазами бывших врагов-немцев — то можно смело сказать: это была не просто победа. Это была величайшая Победа. Все остальные победы меркнут перед этой. Монголам можно было платить дань, с Наполеоном в 1813 году заключали перемирия, поляки были одной из сторон в Смуте и всего лишь хотели, чтобы выбрали их государя. Это всё были войны на локальные завоевание или достижение политических целей, но не на полный захват и уничтожение.
С немцами получилось по-другому. С немцами получилась война на уничтожение. Да, нельзя забывать о том, как предательски отнеслось советское правительство к населению своей страны. Нельзя забывать, что партизаны не только успешно боролись с немцами, но и так же успешно подставляли под виселицы и костры мирное население и деревни. Но это всё — всё равно МЕНЬШЕЕ ЗЛО. Нацистский режим принёс смерть всем славянам Европы, кому-то больше, кому-то меньше. Программа Гитлера по уничтожению славян исполнилась халатно только потому, что они были нужны как рабы. Немцы допустили очень большую ошибку, когда начали бороться с партизанами через борьбу с мирным населением. У них не было выхода — и они попали в эту ловушку.
Я работал на стажировке в Фонде взаимопонимания и примирения, который был посредником между немецким правительством и жертвами их политического предшественника, Третьего Рейха. Я видел лица стариков, которые прошли в детстве принудительные работы и концлагеря. У них другие лица, чем у ветеранов. В них больше горечи, в них больше смертельной усталости и тоски. Кстати, один ветеран рассказывал, как они тайком смотрели немецкие фильмы в Германии. Я видел списки людей с архивными сводками. Они попадали в самые разные места: на фермы, заводы, в частные хозяйства. Далеко не только в лагеря смерти. Они жили по-разному, но они всё равно были пленниками, всегда обреченными оставаться людьми третьего сорта.
В лучшем случае именно такой порядок собирался установить Гитлер на территории СССР.
Я думаю, никто из нас не хотел бы быть крепостным крестьянином в хозяйстве немецкого юнкера. А большей части из нас наверняка бы не было — потому что не было наших родителей. А наших родителей не было бы — потому что немцы вполне планировали стерилизацию наших дедов и бабок.
Наверное, только исходя из такого исключительно эгоистического предположения мы должны быть благодарны за наше существование нашим ветеранам. Я не говорю об альтруизме. Я не говорю о миллионах убитых, миллионах искалеченных, поломанных судьбах, неродившихся детей. Это всё и так слышно по телевизору, но мало говорят о том, что конкретно ждало бы нас и наших родителей. Даже такой великолепный сюжет как победивший Рейх на территории СССР — не используется у нас. И мне известен только один фильм с альтернативным историческим сценарием, снятый на Западе.
Победа, к сожалению, до сих пор табуирована. Она выглядит слишком героической и высокопарной на экране. Зритель не чувствует всю грязь войны, не понимает — каково было советскому солдату недоедать, мерзнуть, страдать от вшей. Это в кино смерть выглядит высокопарной, и всегда находится последнее слово для главного героя.
Кино продолжает создавать сказки, кино преуменьшает вклад наших предков в победу, кино рассказывает про успех, и очень редко про неудачи.
Я не вижу фильмов про плен. Их нет в российском кинематографе. Пленных русских солдат не существует в кинематографической реальности. А если существует — то только в виде Холокоста.
Я не вижу фильмов про трагедии. Про то, как умирали на Синявинских высотах, в Керчи, Севастополе и под Харьковым. Да, у нас есть отличная "Брестская крепость". Но этого мало.
А главное — акцент не верен. Всё время в наших фильмах есть одна неуклонная генеральная линия. Всё время показывают героев, убивавших врага сотнями из снайперской винтовки, из подводной лодки из самолета и т. п. Но нет фильмов про простых солдат. Нет фильмов про то, как они копают окопы, роют противотанковые рвы, тянут на себе пушки. Нет бытовой жизни. Одни сплошные подвиги, приключения, разведчики и диверсанты. Фильмы про войну стали сродни фильмам "плаща и шпаги". Это принципиально неправильно. Я понимаю, что можно про 1612 год снимать такие фильмы, но с такими же критериями зрелищности подходить к той самой великой Победе, о какой я писал ?! Мне кажется это принципиально лживым. Именно лживым, а не аморальным.
Я хочу назвать мои самые любимые фильмы про войну и военное время.
1. "Летят журавли"
2. "Баллада о солдате"
3. "Проверки на дорогах"
Они все проникнуты особенной лирикой. Они все по-русски жизнерадостны. Не слащаво-победительны, а грустно, широко и протяжно. Они берут за душу и не отпускают. Эти фильмы в сущности совсем и не про войну даже, но в них есть особенный дух. Я бы сказал, дух преодоления смерти, возвышения над ней, победы. Причем не для победителей, а для потомков предназначены эти фильмы, Это ведь завет тем, кто остался: помните, а потому живите не только ради себя, но ради других. Вспомните конец фильма "Летят журавли" — один из самых мощных финалов в истории кинематографа. "Список Шиндлера" близко не подошёл к такому финалу.
Они все в основном не про передовую. Я до сих пор сомневаюсь, что снят или будет такой фильм, который не уступил бы в натуралистичности "Иди и смотри" — но только про передовую. Думаю, вряд ли будет снят, а надо. Надо прекратить рисовать подвиги и показать войну другой. Смертельно тяжелой, опасной и грязной работой, которая пришла нежданно-негаданно и навалилась на плечи каждого, хотел он того или нет.
День Победы, к сожалению, могут оценить сейчас только те, кто прошёл эту войну. А мы можем только лицемерно поздравить горстку героев, оставшихся от поколения, спасшего страну и своих предков от полного уничтожения.
И последнее: я на самом деле в какой-то степени рад, что именно георгиевская ленточка стала символом внимания к ветеранам. Я полагаю, что многие из тех, эту ленточку носят, на самом деле едва воспринимают девиз этой ленточки "Я помню! Я горжусь!". Чем можно гордится — мне не очень понятно. Гордится победой, которые одержали другие — по меньшей мере ханжество. Гордится тем, что мы потомки тех, кто одержал эту победу — уместно, но не под символом георгиевской ленты. Но, мне было было бы горше, если красную или черную ленточку вязали на дамскую сумочку. Пусть их убогих. Дело-то не в ленточках и не в других бирюльках, а в памяти и личной ответственности. Почти как с религией: обряды никогда не заменят веры.
URL записи
Длинное рассуждение о празднике и всему ему сопутствующем
Можно много спорить о том, уместно ли отмечать День победы сейчас, носить георгиевскую ленточку и снимать современные фильмы про минувшую войну. Современность берет своё и переосмысливает минувшее, а потом и сама становится историей. Точнее — очередной исторической трактовкой.
Так или иначе, но если взглянуть на нашу победу глазами бывших врагов-немцев — то можно смело сказать: это была не просто победа. Это была величайшая Победа. Все остальные победы меркнут перед этой. Монголам можно было платить дань, с Наполеоном в 1813 году заключали перемирия, поляки были одной из сторон в Смуте и всего лишь хотели, чтобы выбрали их государя. Это всё были войны на локальные завоевание или достижение политических целей, но не на полный захват и уничтожение.
С немцами получилось по-другому. С немцами получилась война на уничтожение. Да, нельзя забывать о том, как предательски отнеслось советское правительство к населению своей страны. Нельзя забывать, что партизаны не только успешно боролись с немцами, но и так же успешно подставляли под виселицы и костры мирное население и деревни. Но это всё — всё равно МЕНЬШЕЕ ЗЛО. Нацистский режим принёс смерть всем славянам Европы, кому-то больше, кому-то меньше. Программа Гитлера по уничтожению славян исполнилась халатно только потому, что они были нужны как рабы. Немцы допустили очень большую ошибку, когда начали бороться с партизанами через борьбу с мирным населением. У них не было выхода — и они попали в эту ловушку.
Я работал на стажировке в Фонде взаимопонимания и примирения, который был посредником между немецким правительством и жертвами их политического предшественника, Третьего Рейха. Я видел лица стариков, которые прошли в детстве принудительные работы и концлагеря. У них другие лица, чем у ветеранов. В них больше горечи, в них больше смертельной усталости и тоски. Кстати, один ветеран рассказывал, как они тайком смотрели немецкие фильмы в Германии. Я видел списки людей с архивными сводками. Они попадали в самые разные места: на фермы, заводы, в частные хозяйства. Далеко не только в лагеря смерти. Они жили по-разному, но они всё равно были пленниками, всегда обреченными оставаться людьми третьего сорта.
В лучшем случае именно такой порядок собирался установить Гитлер на территории СССР.
Я думаю, никто из нас не хотел бы быть крепостным крестьянином в хозяйстве немецкого юнкера. А большей части из нас наверняка бы не было — потому что не было наших родителей. А наших родителей не было бы — потому что немцы вполне планировали стерилизацию наших дедов и бабок.
Наверное, только исходя из такого исключительно эгоистического предположения мы должны быть благодарны за наше существование нашим ветеранам. Я не говорю об альтруизме. Я не говорю о миллионах убитых, миллионах искалеченных, поломанных судьбах, неродившихся детей. Это всё и так слышно по телевизору, но мало говорят о том, что конкретно ждало бы нас и наших родителей. Даже такой великолепный сюжет как победивший Рейх на территории СССР — не используется у нас. И мне известен только один фильм с альтернативным историческим сценарием, снятый на Западе.
Победа, к сожалению, до сих пор табуирована. Она выглядит слишком героической и высокопарной на экране. Зритель не чувствует всю грязь войны, не понимает — каково было советскому солдату недоедать, мерзнуть, страдать от вшей. Это в кино смерть выглядит высокопарной, и всегда находится последнее слово для главного героя.
Кино продолжает создавать сказки, кино преуменьшает вклад наших предков в победу, кино рассказывает про успех, и очень редко про неудачи.
Я не вижу фильмов про плен. Их нет в российском кинематографе. Пленных русских солдат не существует в кинематографической реальности. А если существует — то только в виде Холокоста.
Я не вижу фильмов про трагедии. Про то, как умирали на Синявинских высотах, в Керчи, Севастополе и под Харьковым. Да, у нас есть отличная "Брестская крепость". Но этого мало.
А главное — акцент не верен. Всё время в наших фильмах есть одна неуклонная генеральная линия. Всё время показывают героев, убивавших врага сотнями из снайперской винтовки, из подводной лодки из самолета и т. п. Но нет фильмов про простых солдат. Нет фильмов про то, как они копают окопы, роют противотанковые рвы, тянут на себе пушки. Нет бытовой жизни. Одни сплошные подвиги, приключения, разведчики и диверсанты. Фильмы про войну стали сродни фильмам "плаща и шпаги". Это принципиально неправильно. Я понимаю, что можно про 1612 год снимать такие фильмы, но с такими же критериями зрелищности подходить к той самой великой Победе, о какой я писал ?! Мне кажется это принципиально лживым. Именно лживым, а не аморальным.
Я хочу назвать мои самые любимые фильмы про войну и военное время.
1. "Летят журавли"
2. "Баллада о солдате"
3. "Проверки на дорогах"
Они все проникнуты особенной лирикой. Они все по-русски жизнерадостны. Не слащаво-победительны, а грустно, широко и протяжно. Они берут за душу и не отпускают. Эти фильмы в сущности совсем и не про войну даже, но в них есть особенный дух. Я бы сказал, дух преодоления смерти, возвышения над ней, победы. Причем не для победителей, а для потомков предназначены эти фильмы, Это ведь завет тем, кто остался: помните, а потому живите не только ради себя, но ради других. Вспомните конец фильма "Летят журавли" — один из самых мощных финалов в истории кинематографа. "Список Шиндлера" близко не подошёл к такому финалу.
Они все в основном не про передовую. Я до сих пор сомневаюсь, что снят или будет такой фильм, который не уступил бы в натуралистичности "Иди и смотри" — но только про передовую. Думаю, вряд ли будет снят, а надо. Надо прекратить рисовать подвиги и показать войну другой. Смертельно тяжелой, опасной и грязной работой, которая пришла нежданно-негаданно и навалилась на плечи каждого, хотел он того или нет.
День Победы, к сожалению, могут оценить сейчас только те, кто прошёл эту войну. А мы можем только лицемерно поздравить горстку героев, оставшихся от поколения, спасшего страну и своих предков от полного уничтожения.
И последнее: я на самом деле в какой-то степени рад, что именно георгиевская ленточка стала символом внимания к ветеранам. Я полагаю, что многие из тех, эту ленточку носят, на самом деле едва воспринимают девиз этой ленточки "Я помню! Я горжусь!". Чем можно гордится — мне не очень понятно. Гордится победой, которые одержали другие — по меньшей мере ханжество. Гордится тем, что мы потомки тех, кто одержал эту победу — уместно, но не под символом георгиевской ленты. Но, мне было было бы горше, если красную или черную ленточку вязали на дамскую сумочку. Пусть их убогих. Дело-то не в ленточках и не в других бирюльках, а в памяти и личной ответственности. Почти как с религией: обряды никогда не заменят веры.
@темы: победа, великая отечественная война