Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Всероссийский выставочный цирк



О некогда главной выставке страны, смысл и концепция которой были утрачены вместе с распадом СССР - Владимир Рувинский


ВВЦ в Москве — это 237 га осыпающейся гордости за советские достижения, со следами рынка 1990-х годов со своей рыбалкой, часовней и развлечениями. Для кого сегодня этот город в городе, выяснял корреспондент «МН».

То, что советская ВДНХ дожила до наших времен, возможно, дело случая. Вместе с распадом СССР естественным образом умерла и концепция выставки — не стало ни республик, ни советского народа, да и народного хозяйства в том числе.

Около 600 зданий разом потеряли свое предназначение — вызывать трепет и гордость. С тех пор ВВЦ как чемодан без ручки, на содержание которого к тому же нужны большие средства. Очевидно, что благодаря их отсутствию ВВЦ сохранил следы всего, что с ним случилось за последние 20 лет.

Иду к центральному входу со стороны метро «ВДНХ», доносится песня Эдиты Пьехи. Вероятно, классика советской эстрады в сочетании с классикой советской архитектуры — 32-метровой аркой на входе — должна настраивать на «правильный» лад. Come back in the USSR.

Вошел и подкатывает ощущение имитации: про что это место? Справа и слева — зоны развлечений с аттракционами. Тут же паровозик с вагончиками — предлагают покататься. Впереди аллея с павильоном №1 с торжественным силуэтом и элементами римской архитектуры со звездой на шпиле. Тут же рядом щиты с перечислением постоянных и временных профессиональных выставок и ярмарок, настраивающих на деловой лад. И, конечно, реклама: купить шубу, ножи, саженцы и музыкальные инструменты. Стою и не могу понять, что именно мне предлагают: отдохнуть, гордиться, заняться бизнесом или покупками? Это для кого?

Людей на ВВЦ немного — осень, мертвый сезон. Интересуюсь, зачем пришли. «Работаем здесь», — самый частый ответ. Но много и приезжих. «Мы из Калуги, в гости к друзьям приехали. Решили по музеям походить, вот в музей анимации идем, — рассказывают Тамара и Евгений, обоим под 30 лет. — Кстати, не подскажете, где он здесь? А то ни одного указателя…»

Две девятиклассницы, Алина и Женя, держащие в руках белого игрушечного медведя, выигранного в тире, проводят на ВВЦ школьные каникулы: «Мы просто погулять вышли, рядом живем!» Встречаются мамы с колясками — тоже живущие неподалеку. Пожилые люди — те пришли по делу. «Я за лекарствами. Здесь павильон «Здоровье» есть, там выбор большой и дешевле, чем в аптеках», — делится 78-летняя Татьяна Семеновна. Снова приезжие из регионов: кому парикмахерские принадлежности, кому армянский коньяк.

Многие павильоны, в основном из-за невыгодного расположения остаются невостребованными. Их закрывают на замок и даже не пытаются реставрировать.

Армянский таксист Карлен, работающий у ВВЦ, поясняет: «Вот как бывает. Приехал в Москву из региона, продал тут машину картошки, купить что-то надо...» А где что— не знает. Вот ВВЦ все помнят. И это единственный рынок, который еще с 1990-х работает. Черкизовский закрыли, «Лужники» закрыли. Сюда едут.

читать дальше

@темы: маразм, москва