Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.


За последний год наша страна заметно изменилась
Андрей Иванов

12 июня отмечается День России. Хороший повод, чтобы оглянуться назад и посмотреть, как изменилась страна за последний год. Какие трансформации произошли в общественных настроениях, в экономике, в политике. Что удалось реализовать, а что нет.

Общество

Результаты социологических исследований уже много месяцев подряд показывают колоссальную поддержку власти со стороны россиян. Согласно последним данным Левада­центра, 86% одобряют деятельность Владимира Путина на посту президента. Положительно оценивают работу премьер­ министра Дмитрия Медведева 63%. При этом 60% считают, что события в стране развиваются в целом в правильном направлении.

Санкции, которые, по мнению Запада, должны были ухудшить экономическое положение в стране и вызвать массовое недовольство, привели к обратному эффекту — под внешним давлением общество сплотилось.

Либеральная оппозиция, которая смогла вывести людей на Болотную площадь в 2011−12 годах, сегодня вызывает отторжение у большинства граждан. Причина тому — постоянные высказывания либеральных лидеров, сочувствующих киевскому режиму и убеждающих Запад ввести против нас новые санкции. 21 сентября 2014 года на «Марш мира» вышло около 30−35 тысяч человек. А в акции 9 мая «Бессмертный полк», которая прошла в столице 9 мая, приняли участие более 500 тысяч москвичей и гостей города. По всей стране к ней присоединились 12 миллионов. Это единение показало, что народ помнит свою историю и относится к ней с уважением. Не прибавили либералам популярности и акции, вроде той, что устроила Ксения Собчак, сфотографировавшись с накладной бородой и в облачении священника православной церкви. При этом власть не ограничивает право либералов выражать свое мнение. Андрей Макаревич ездил в занятый украинскими войсками Славянск и теперь свободно выступает на столичных сценах. А вот стороннику партии «Другая Россия» Олегу Миронову за выкрики «Макаревич — предатель» во время выступления музыканта грозит до девяти лет тюрьмы, сейчас он находится в СИЗО.

В то же время очевидно: внешние проблемы оттеснили на второй план внутренние противоречия. Хотя их очень много. Продолжается сокращение медицинского персонала больниц и поликлиник, идет «оптимизация» системы образования, упали реальные доходы населения. Никуда не делись межэтнические трения. Но говорить сегодня об этом стало почему ­то не принято. Государственные СМИ превратились в инструмент пропаганды, и это отчетливо видно.

Довольно двойственное впечатление осталось у многих от громких коррупционных скандалов. С одной стороны, сейчас держат в следственном изоляторе бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, с другой, — федеральная власть долго не замечала, как руководитель региона копил свое богатство, измеряемое сегодня миллиардами рублей. Вопреки требованию прокурора, Евгения Васильева получила реальный срок, но ее бывший начальник Анатолий Сердюков вышел из воды сухим…

— Самое главное, что произошло с нашим обществом за последний год, это избавление от иллюзий, — говорит заведующий сектором философии политики Института философии РАН профессор Владимир Шевченко. — До 2014 года значительная часть наших граждан верила в путь, который нам предлагал Запад. Сейчас большинство стало более трезво смотреть на страну, на ее возможности, на ее положение в мире.

Я не хочу сказать, что возобладало некое «антизападничество». Просто пришло осознание того, что Россия должна идти своим путем, самостоятельно искать свои цели и защищать собственные интересы. В общественных настроениях произошел громадный сдвиг.

Одновременно усилилась поляризация между людьми, которые по­ прежнему считают западные ценности привлекательными, и теми, кто больше не верит в это. Большинство граждан уже не питает иллюзий относительно «богатого Запада», который нам поможет, понимает, что надо трезво оценивать жизнь. В этом плане наша страна повзрослела.

«СП»: — Нет ли опасности в том, что сторонников оппозиции практически не осталось?

— Это исторический вопрос, почему оппозиция у нас не может развернуться в той мере, в какой это хотели бы видеть на Западе. Россия явно подвергается информационной, экономической агрессии. Это требует сплочения общества. И потом. Оппозиция должна не только критиковать, но и предлагать альтернативный путь развития. Но выдвигаемые либералами инициативы, вроде «Перестройки­2», означают крах государства.

Возможно, нам нужны новые экономические модели, другие отношения между классами. Но беда в том, что мы в своей стране мыслим категориями и образами, которые применимы только для Запада. Просто не можем до конца понять, в какой стране живем и что делать. Страна находится в сложном положении, мы должны выбрать собственный путь. Но проблемы надо обсуждать тогда, когда есть конкретные возможности для их решения. Обсуждать их, ничего не предлагая, просто не конструктивно.

Зато продолжаются дискуссии на тему нашей истории. Мы продолжаем рыться в оценках Сталина, Ивана Грозного. В итоге вопрос в дискуссиях ставится совершенно неприемлемым образом — быть ли России? Если бы, к примеру, в США каждый день твердили об уничтожении индейцев, от страны ничего бы давно не осталось. И не было бы Франции, если бы всё время вспоминали о зверствах французских войск в Алжире. Есть научный подход к изучению проблем, а есть копошение в «грязном белье».

читать дальше

@темы: аналитика, россия, важно, итоги