Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Такие люди рождаются раз в сто лет. Огромный талант, страсть и преданность науке, целеустремленность в достижении поставленной цели, полная самоотдача, ответственность – это далеко неполные качества, отличавшие этого выдающегося ученого. Было бы удивительно, если бы такой яркий человек с независимым сильным характером и крепкой волей, как Л.Зильбер, не попал под колесо сталинских репрессий. Его жизнь была сменой взлетов – достижений и падений в бездну – арестов. Широта интересов и существенный вклад в различные области биологии и медицины поставили его в один ряд с такими выдающимися учеными, как И.П.Павлов, Н.И.Вавилов, Н.К.Кольцов, В.П.Эфроимсон. Лев Александрович Зильбер (1894-1966) – микробиолог, вирусолог, иммунолог, онколог, создатель советской школы вирусологии, один из создателей теории вирусной природы рака, ученый, на счету которого много открытий в области медицины и заслуг перед страной и ее народом.
В многодетной еврейской семье музыкантов Зильберов было шесть детей, старшим из них был Лев, а младшим – Вениамин, будущий знаменитый писатель Каверин. Одна из двух сестер Лея вышла замуж за Юрия Тынянова – гимназического одноклассника и друга Льва, тоже талантливого писателя и историка. В книге «Эпилог» В.Каверин посвятил Льву главу «Старший брат», а в книге «Открытая книга» Лев и его жена – Зинаида Виссарионовна – прототипы одержимых наукой главных героев. Вениамин всю жизнь любил и уважал своего брата. «Этот высокий веселый, красивый человек, которого очень любили женщины, этот гусар и мастер на выдумки, был одним из крупных биологов ХХ века. Он производил общее впечатление блеска, которым сопровождалось все, что он говорил и делал… Что-то гусарское было в его природной веселости, в его жизнелюбии, в лихости, которой подчас были отмечены его речи, поступки, решения. Он трижды сидел в тюрьме и был в ссылке. Лев показал себя как личность цельная, сильная, устоявшая перед грозными испытаниями…» (В.Каверин. «Эпилог»). У всех, кто знал его, его коллег, сотрудников и учеников, он вызывал восхищение и искреннюю преданность.
Лев Зильбер окончил факультет естественных наук ЛГУ и медицинский – МГУ. Добровольцем ушел на фронт в Первую мировую войну. Работая санитарным врачом, предложил новый метод лечения больных сыпным тифом. Через год был назначен начальником санчасти дивизии. Несколько лет он успешно работал в Московском институте микробиологии, но когда ему предложили возглавить Азербайджанский институт микробиологии и одновременно дали звание профессора и заведование кафедрой микробиологии Медицинского факультета Бакинского университета, он с готовностью согласился. Это открывало перед ним перспективу заняться своей любимой наукой самостоятельно, так как его всегда привлекали новые, нехоженые пути в науке.
В 1930 году в городе Гадруте в Нагорном Карабахе вспыхнула эпидемия чумы. Драматическую историю борьбы и победы над чумой Лев Зильбер описал в очерке «Операция “Руда”» («Наука и жизнь»,1966, №12). Почему «руда», а не «чума»? Так предписано было Зильберу, чтобы скрыть истинное событие – в СССР не может быть чумы! Все негативное в Советском Союзе было принято скрывать от народа. В 12 часов ночи его вызвали в наркомат здравоохранения и приказали срочно выехать в Гадрут. Вот как описывает Лев Зильбер эту историю в своих воспоминаниях. «Пришло сообщение из Гадрута: “Сообщите в Москву. Район в опасности. Усильте карантин. Умираю. Врач Худяков”. В 4 часа утра со всеми своими сотрудниками и оборудованием мы были уже в поезде. Я до этого ничего не знал о чуме. Уже в первые дни выяснились странные обстоятельства. Несмотря на все меры по ограничению эпидемии, возникали новые очаги заражений». Уполномоченный НКВД был убежден, что это дело рук диверсантов из-за рубежа (Гадрут находится недалеко от границы с Ираном), тем более, как он говорил, что некоторые трупы были без головы, печени и сердца. Зильбер не верил в эту версию, но по настоянию уполномоченного, решили проверить могилы. «И вот ночью при свете факелов мы вскрыли могилу умерших от чумы, и представьте мое не только удивление, а просто ужас, когда в третьей и четвертой могилах у трупа оказалась отрезанной голова, нет печени и сердца. Но вот в одном из аулов нашелся человек, который немножко говорил по-русски и рассказал мне, что в их краях существует легенда: если начинают умирать семьями, значит, первый умерший жив и тянет всех к себе в могилу. Надо отрезать его голову, а сердце и печень дать съесть всем родственникам. А там все между собой в родстве. Ну мне сразу стала ясна эта печальная картина. Пришлось крепко подумать. Все население района мы раздели догола и перевели в палатки, благо, там было тепло. Специальные военные команды обработали хлорпикрином все постройки, одежду, абсолютно всё. И вот, продержав весь район в изоляции две недели, мы ликвидировали чуму». Была проделана большая исследовательская работа в трудных условиях, даже резиновых перчаток не хватало. Зильбер отдал свои перчатки лаборанту, а сам работал голыми руками. Им была разработана противочумная вакцина, которая по утверждению академика Гамалеи «оказалась в десятки раз эффективней всех других, предложенных кем-либо у нас и за границей». Чума была побеждена.
Его встретили как героя, представили к ордену (он получил его через 35 лет) и сделали кандидатом ВЦИКа Азербайджана. Но вскоре событие приняло другой оборот – его обвинили в диверсии: «Дескать, из экспедиции он привез с собой бактерии чумы с целью заразить население Азербайджана». Его, спасителя от чумы, обвинили в намерении заразить людей и арестовали как «врага народа»: кто-то ведь должен ответить за нее. Такова была первая «горячая благодарность» Зильберу от Родины, потом их было еще немало. Через четыре месяца его выпустили, полностью оправдав, возможно, по ходатайству М.Горького, которого горячо просил об этом В.Каверин, а может быть, благодаря самоотверженным и неустанным хлопотам Зинаиды Виссарионовны Ермольевой, его бывшей жены, не перестававшей любить и помогать ему всю жизнь. Она сама была крупным ученым, знаменитым иммунологом, создателем отечественного пенициллина, академиком АМН СССР, заслуженным деятелем науки. Благодаря этому ее имя было широко известно и ценимо в научных, медицинских и партийных кругах.........Читать полностью
Смотреть документальный фильм о нем