Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

Эксперты видят причины безграмотности в ЕГЭ и плохих учебниках русского языка.

В «Тотальном диктанте» по русскому языку приняли участие более 146 тыс. человек в более чем 700 городах 68 стран мира. В рамках образовательной акции свои знания проверили в полтора раза больше людей, чем в прошлом году. Но результаты не сильно отличаются: пятерок не более 1–2% от общего числа работ.

Как сообщила в среду руководитель проекта Ольга Ребковец, одной из главных проблем для участников стала пунктуация при оформлении прямой речи. Кроме того, затруднения вызвали слова с «не», заканчивающиеся на «-мый», и почти треть писавших диктант не знали, слитно или раздельно пишутся «нескончаемый» и «нескрываемый». Для сравнения: обычно на сложных словах спотыкаются около 15% участников.

Кроме того, непростыми для пишущих диктант оказались слова, которые должны были быть им знакомы по курсу истории, например «финикийцы» и «эллины».

— Оформление прямой речи — одно из самых трудных правил, потому что там надо ставить тире и запятую после выхода, а значит, люди путаются, — прокомментировала «Известиям» профессор кафедры современного русского языка Московского государственного областного университета Валентина Леденева.

По мнению Леденевой, сейчас студенты, подготовленные по стандартам ЕГЭ, многие правила знают, но у них нет ощущения «творческого, вариативного подхода к правилам, они не умеют пользоваться стилистически окрашенными вариантами».

— В чем, например, прелесть ахматовского синтаксиса? В том, что она умела ставить точку посреди строки, — поясняет профессор. — В том, что у нее тире и двоеточие по-разному работают в разных стилистически текстах. А сейчас люди просто не умеют поставить двоеточие как знак препинания. Они ставят тире просто потому, что знают: нужно поставить какой-то знак, больший, чем запятая, по своей емкости.

Профессор кафедры «лингвистическая семантика» Института русского языка им. В.В. Виноградова Анатолий Баранов рассказал, что с середины 1990-х годов наблюдает постепенное ухудшение навыков письменной речи у студентов, которые приходят после школы.

— Вы не представляете, какое количество ошибок в дипломных работах! — сказал он «Известиям». — Читаешь и хватаешься за голову! Людей не учат навыкам письменной речи, а в вузе этому учиться уже поздно. Когда я работал в РГГУ, студенты мне писали «гуманетарный университет».

Такую ситуацию ученый связывает в первую очередь с системой ЕГЭ, который дает возможность формальной оценки, но не дает возможности оценить содержание.

читать дальше

@темы: проблема, важно, образование, итоги