Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

Страшные три слова

Денис Драгунский о проблемах страны,
где не умеют, не хотят и не могут планировать свою жизнь


Когда-то очень давно, в 1961 году, товарищ Хрущев объявил, что через 20 лет в стране будет коммунизм. «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Об этом все говорили. Спорили, обсуждали, верили или сомневались.

И мы, ребята по 10–12 лет, сидя во дворе вокруг пересохшего фонтанчика, тоже рассуждали на эту тему. Как это — по потребностям? То есть будут какие-то талоны, то есть вроде карточной системы? Нет, карточную систему давно отменили! Это было в войну, а сейчас мир во всем мире!

Значит, приходишь в магазин и берешь все, что душе угодно? Пока сумка не лопнет? Фу, как пошло!

Мы были уверены, что через 20 лет люди будут очень сознательные: пришел в магазин, взял батон белого, триста граммов сыра, полкило колбасы… Штаны и рубашки — по мере надобности. Правда, знакомый взрослый рассказывал, что у них на заводе одного рабочего чуть не исключили из партии, потому что он на партсобрании сказал: «Коммунизм — это глупости! Люди не будут забесплатно работать, а забесплатно жрать — это с милой душой! Всю страну прожрут, и конец». Фу, какой несознательный рабочий…

А в других кругах, на других кухнях спорили о социализме с человеческим лицом и вообще о том, что будет «после». «После в каком смысле?» — «А вы что, сами не понимаете?» Думали о шведском капитализме, он же на самом деле социализм, о рыночной экономике, читали статьи Шмелева, Стреляного, Черниченко, Петракова, Селюнина и Ханина. Увенчанные академическими лаврами Абалкин и Аганбегян с перестройкой и ускорением против никому не ведомых Пияшевой и Пинскера с их безоглядно рыночными идеями.

А где-то в тени этой полемики совсем молодые Гайдар, Чубайс и Найшуль рассчитывали конкретные модели и способы перехода от социализма к капитализму.

А политологи и правоведы думали о том, как перейти от закрытого общества к открытому, от монополии КПСС к многопартийности, от цензуры к свободе слова и так далее.

В общем, страна размышляла о будущем. На самом деле в России это было всегда. И освобождение крестьян, и Транссиб, и столыпинское переселенческое движение, и сталинские пятилетки, и хрущевский коммунизм, и брежневские программы (от «программы мира» до «продовольственной») были взглядом в будущее. Обществу было что обсуждать.

И не только в России. Европу пронизывала — и продолжает пронизывать — точно такая же полемика о будущем. Либералы и консерваторы, правые и левые, евроинтеграторы и евроскептики, противники и сторонники миграции разворачивают свое видение перспектив своих стран и всего континента.

Футуристический проект (это громкое название) или просто план на ближайшие три-пять лет (это поскромнее) является неотъемлемой частью любой развитой цивилизации, любого общества, любого национального самосознания. И индивидуального тоже:

жалок человек, который не умеет, не хочет, не может планировать свою жизнь.

Боюсь, что Россия вдруг шарахнулась в уникальность. В дурную уникальность, к огромному сожалению. В центре общественного дискурса плотно угнездилось прошлое. Славное и позорное. То, которым хочется гордиться, и то, за которое пора бы покаяться. И вот споры о гордости и покаянии, а также о пресловутом «искажении истории» стали главным предметом общественной полемики. Поводом для утонченных рассуждений, разрывания рубашки на груди, угроз адскими муками или мордобитием.

При всем моем благодушии и оптимизме мне все же трудно сказать, что все проблемы нынешней России успешно решены или планомерно решаются, все перспективы ясны, планы поддержаны обществом, так что будущее страны блеском своих успехов «превосходит все, что только способно нарисовать самое пылкое воображение» (А.Х. Бенкендорф). Полагаю, что все-таки нет, пока не превосходит. Так что, если честно, самое время подробно и предметно поговорить-поспорить о ближайших трех-пяти-десяти годах. О том, о чем не стеснялись говорить и спорить люди при царях, при большевиках и при реформаторах.

Однако теперь главная проблема России, кажется, состоит в другом.

читать дальше

@темы: исповедь