Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

«Понимаете, важнейшая идея русского поэта – умереть вовремя»




Опрос недели: А кем для вас был Владимир Высоцкий?

В этот четверг исполнилось бы 80 лет Владимиру Высоцкому. В чем феномен этого артиста, что его выделяло среди других «людей с гитарой» в Советском Союзе? Кем бы был сейчас Высоцкий, доживи он до 80-ти: какие бы песни пел, в каких спектаклях и фильмах играл? И как бы оценивал нынешнюю окружающую российскую действительность? «БИЗНЕС Online» отвечают Владимир Познер, Станислав Белковский, Максим Шевченко, Эдуард Лимонов, Виктор Дьячков, Александр Карелин, Зуфар Гаязов и другие.

«МНЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ВИДЕТЬ, КАК ВЫСОЦКИЙ ЛИЖЕТ РУКИ ЕЛЬЦИНУ ИЛИ ЦЕЛУЕТ РУКИ ПУТИНУ»

Владимир Познер — телеведущий:

— Мне не кажется правильным называть Высоцкого «человеком с гитарой». Он гораздо шире, чем это определение. Его уникальность заключалась в том (и это никто не смог повторить), что он был для всех. Его слушали абсолютно все. От академиков и членов Политбюро до истопников. Он обладал совершенно поразительным даром разговаривать так, что все его понимали и все понимали, что он хочет сказать. И это так или иначе касалось непосредственно всех. И это делает его уникумом. Например, я очень любил Булата Окуджаву. Но он был для определенной публики. А Высоцкий для всех. Гитарист он был, конечно, посредственный. Но поэт очень даже хороший. Если слушать музыку, то там слушать нечего. А если слушать слова, то там очень даже что есть слушать.

Я не люблю предполагать, что могло быть. Поэтому я не могу ответить на вопрос, что бы делал Высоцкий сейчас и как бы он реагировал на окружающую действительность. Но я знаю точно, что он очень остро реагировал на все окружающее, на несправедливость, ложь, жестокость. И эта тема и сегодня есть, и она бы у него звучала. А как именно, я не берусь судить. Это было бы гаданием на кофейной гуще.

Станислав Белковский — политический технолог и публицист:

— Это крупнейший русский поэт последней четверти XX века. Он мне запомнился, как великий актер. Я видел его в двух спектаклях будучи ребенком — «Гамлет» и «Вишневый сад». Это было гениально в обоих случаях. Как правильно сказала Надежда Мандельштам, актер во многом противоположен поэту, потому что актер должен быть онтологически пуст, чтобы в верный момент его могли наполнить до краев текст и режиссер. Поэт же переполнен сам собой. Внутреннее противоречие во многом погубило Высоцкого. Он, став великим поэтом, не мог отрешиться от своей актерской ипостаси. Противоречие между политическим и актерским воплощением сыграли негативную роль в его судьбе.

Невозможно представить его 80-летие. Он должен был умереть в это время. Понимаете, важнейшая идея русского поэта – умереть вовремя. Это относится ко всем великим поэтам, начиная с Александра Сергеевича Пушкина. Высоцкий — иконостас и не мог бы жить сегодня. Нынешняя эпоха совершенно непригодна для существования такого типа личности.

Максим Шевченко — журналист:

— Честно говоря, я больше любил Галича, чем Высоцкого. Но Высоцкий был профессиональным актером, поэтому мог достаточно артистично исполнять свои баллады. Плюс к этому Высоцкий резал такую «правду-матку», которая была созвучна сердцу каждого обывателя. Он как бы вносил некий героический флер в скучную бытовуху советской жизни. Мог хорошо спеть про войну, где у него и Як-истребитель, и летчики, и шахтеры... Каждый, слушая его на кухне под бутылочку «Агдама», мог испытать переживания, делающие его если не героем, то сопричастным этому героизму. А ведь советские люди жили тихо, спокойно, героизма в их жизни было немного. Война была далеким прошлым. По крайней мере, в моем детстве – в 60-е, 70-е годы. До афганской войны в ее разгаре Высоцкий не дожил. В этом и был секрет популярности Высоцкого: он написал, собственно говоря, в своих балладах, массовую мифологическую память советских людей о том, что они не переживали, но на чем основывалась их советская идеология. Он это сам, кстати, и сформулировал: «Не досталось им даже по пуле. В ремеслухе живи — не тужи. Ни дерзнуть, ни рискнуть, но рискнули — из напильников сделать ножи».

Да, Высоцкий заполнял все мое детство. В нашем доме он звучал с утра до вечера. Я знал наизусть сотни его песен и стихов. Но с возрастом я понял, что поэзия Галича во многом более изысканна. Потом в мою жизнь вошла рок-культура, которая полностью вытеснила Высоцкого — Цой, Науменко, Гребенщиков, Шевчук, Илья Кормильцев. Это была другая эстетика, другая культура и Высоцкий для меня плавно ушел куда-то в прошлое уже в середине 80-х.

Если же говорить о том, что играл бы Высоцкий, будь он жив сейчас... Я могу представить актера в любой роли. Великий Михаил Ульянов, который на экране передал образ Георгия Жукова, в Театре Вахтангова восхитительно играл в «Принцессе Турандот». Актер может сыграть любую роль. А Высоцкий был одноплановым, трагическим, но при этом талантливым актером. Но бессмысленно из актеров делать каких-то сверхличностей. Актеры это просто люди, которые профессионально играют чужие жизни, судьбы. Одним везет, другим не везет. Одни всю жизнь прозябают в своих провинциальных театрах, а другие, исполняя бардовские песни, становятся мега-звездами. Я думаю, что бессмысленно говорить о том, что бы сейчас сыграл Высоцкий. Он был хороший актер и создал ряд запоминающихся драматических ролей... Ему хорошо давался Шекспир, он сам по себе такой Несчастливцев из пьесы «Лес» Островского. Он по структуре своего характера трагический актер, он должен был играть сложные судьбы. Он был глубокий психолог, поэтому я думаю, что он играл бы сложные роли, но сложных ролей немного оставалось в 1990-е – 2000-е годы. В эти годы кинематограф, за исключением Балабанова и Рогожкина, был очень примитивным, очень плоским. Вписался бы он в фильмы Балабанова? Не знаю. Он был человеком своего времени, советским человеком. И мне не хотелось бы видеть, как Высоцкий лижет руки Ельцину или целует руки Путину подобно другим актерам.

Эдуард Лимонов — политик, писатель:

— Я его воспринимаю как данность. Высоцкий был народный — такой же пьяница, такой же забубенный. Что-то ему удалось уловить народное, поэтому его народ и любил. При этом его выделяло мужское, мускулинное восприятие мира, и он это передавал через свои песни. Недаром у него был такой хриплый утрированно мужичий голос и такой же репертуар. Мечтать я не умею. Не знаю, чтобы с ним произошло, если бы он дожил до сегодняшних дней. Но, скорее всего, он был бы в плохой компании. Среди патриотов вряд ли. Скорее был бы в числе либералов, с ними бы его связала профессия.

Виктор Дьячков — генеральный директор АО «ICL-КПО ВС»:

— Для меня Высоцкий был символом искренности и гласом народа. В то время официальный русский язык, который лился из радиоприемников и с экранов телевизоров, очень разнился с тем, на котором разговаривал народ. Высоцкий в своих песнях заговорил на языке народа. Его произведения были полны искренности, романтики и свободолюбия, а отсюда и язык, на котором он говорил. У меня был магнитофон, я слушал песни Высоцкого и на тусовках, в общежитии, и пока учился, а потом и когда работал — на заводе в наладке, у нас были даже свои исполнители песен Высоцкого.

Я был в Москве, когда скончался Высоцкий, — это был разгар Олимпийских игр. Однако высокая занятость на работе не позволила мне пойти на его похороны. Позже к нам на завод попала бобина EC ЭВМ с магнитной лентой с записями полного собрания произведений Высоцкого, по крайней мере, так заявлялось. Я не знаю, откуда она взялась и куда пропала, но в один момент на нас вышли компетентные органы, которые пытались выведать у нас, откуда взялась запись. Мы, втихаря, по ночам, раздобыв бумагу, распечатывали тексты стихов и песен для себя, друзей, знакомых. Распечатали огромное количество экземпляров, но сейчас, после нескольких переездов, я, конечно, уже не найду их у себя. Однако я храню у себя том с его стихами и песнями, который периодически открываю. А цитаты из его сочинений я часто использую в жизни.

«ВЫСОЦКИЙ, РУКАМИ ИЗОБРАЖАЯ БРОВИ, ГОВОРИТ: „Я ВЫСТУПАЛ В ТЮМЕНИ И МНЕ ГОВОРЯТ ПРО НЕГО,
ЗАБЫЛ, КАК ЗОВУТ, НУ КОТОРЫЙ „МАЛУЮ ЗЕМЛЮ“ НАПИСАЛ...»

Радик Хасанов — генеральный директор ОАО «ПО „Завод имени Серго“ (ПОЗиС):

— В то время для нас он был многим. В нашем студенческом общежитии редко когда не звучали песни Высоцкого, редко кто не учился их играть, хотя я сам не пробовал, если честно, мне медведь на ухо наступил. Зато однажды мне лично довелось слушать его исполнение, он у нас в Зеленодольске в октябре 1978 года пел в ДК „Родник“. Он вышел с гитарой, свет в зале был выключен, а он сказал: „Прошу включить свет, я хочу видеть своего зрителя“. Желающие посмотреть И послушать его, конечно, не поместились в зале — он был битком, народ стоял и на улице.

В чем его феномен... Его творчество, его стихи и композиции спустя 40 лет не потеряли актуальности. Это были жизненные песни, песни о межличностных человеческих взаимоотношениях, в них есть и любовь, любовь к родине и в то же время, его песни – это история нашей страны, через которую мы прошли. Спустя столько веков люди не смогли побороть религию, так и с творчеством Высоцкого. Я думаю, феномен заключается как раз в том, что спустя столько лет его работы остаются актуальными. И до сих пор я с удовольствием довольно часто слушаю его, а также песни Вахтанга Кикабидзе, Дмитрия Хворостовского. И живи Высоцкий сейчас, думаю, он пел бы те же песни. Он написал более 700 композиций, которые, повторю, не умерли спустя 40 лет. Он смог на десятилетия вперед пролонгировать свою актуальность.

Римзиль Валеев — журналист, общественный деятель:

— Для меня — это знак эпохи моей молодости и зрелой жизни. Хоть и называли это время застоем, но именно тогда появлялись такие деятели как Окуджава, Высоцкий — вольнодумцы. То, что мы испытывали, он передавал, а иногда мы присоединялись к его ощущениям, к его неформальной пропитой информации, хриплому голосу — это был контраст и протест. Из всех окон звучал его голос. Когда я узнал, что Бобу Дилану дали Нобелевскую премию за то, что он исполнял американский фольклор и был популярен, я подумал о Высоцком. Он — высшее проявление такой народности, социальности. Я очень сожалею, если новое поколение не поймет, через него не будет узнавать наше время.

Помню к нам в высшую комсомольскую школу привозили космонавтов, Евтушенко, Окуджаву и Высоцкого. Это закрытое, специальное, элитное учебное заведение, там, где готовили идеологов молодежного движения, организаторов, журналистов. Он выступал, пел, исполнял стихи. Был такой эпизод, Высоцкий, руками изображая брови, говорит: «Я выступал в Тюмени и мне говорят про него, забыл, как зовут, ну который „Малую Землю“ написал, ну как же его зовут...» Якобы не знает имя Брежнева. И это в нашем кругу комсомольцев и журналистов, он был настолько смел, что иронизировал над Брежневым. Значит, он все понимал, в какое время живет, чем рискует.

читать дальше

А кто для вас Владимир Высоцкий?

@темы: важно, кумиры, культура