Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

Главное, с чем сталкивается подрастающее поколение, это ощущение своей ненужности современному миру. Особенно трагично это для мужской его части, биологически предназначенной для созидания, открытий и его расширения. Отсюда протесты пассивные или активные, зачастую принимающие форму бунтов и терактов. Называется много причин: отсутствие достойных целей, невозможность самореализации - дискуссии, не сходят с экранов. Провоцирование. Мир, который они видят, замешан на борьбе, но направленной не на созидание, а на его слом и разрушение. Школа, отсутствие, по-сути, воспитательной работы, не коллективизм по-советски, а индивидуализм и оголтелая конкуренция. СМИ, формируемое представление о том, что суть существования индивидуума, это борьба за личное доминирование, силовое подавление всех, кто этому препятствует. Наконец, отчаявшись в возможностях самореализации, просто «паблисити». Свершить что-то из ряда вон выходящее, снять на камеру и выложить на всеобщее обозрение. Несомненно, всё это будет продолжаться, и процесс носит общемировой характер. Но есть и еще одна составляющая, оставленная без внимания, но без учета которой в дальнейшем не обойтись.

Причины. Почему же подросток берёт ствол, нож,.. взрывчатку и идет «мстить»? Плохая школа, конфликты с учителями, отсутствие психол.служб которые вовремя не отговорили его от бунта. И охранников с детекторами на входе не хватает. Действия: переложить ответственность на родителей, пусть отвечают за подобные эксцессы в уголовном порядке, на свои средства нанимают охрану, короче, возложить, обязать!... Досужий гос.ум упускает при этом простую мысль: да какой же, простите, идиот в этих условиях вообще будет заводить детей?!

Но вспомним, что именно гос.школа всегда и везде генерирует тип человека, нужного именно государству, а ныне- тупого исполнителя, который «не должен иметь интересы выше, чем телевизор и банка пива» (А. Фурсов). И именно оно и несет всю полноту ответственности за происходящее.

Вот ещё мысль, заслуживающая внимания. Провоцирование со стороны силовых гос.органов. И хотя тут же прозвучало, что это слишком безумно, чтобы быть правдой, не следует забывать об очевидном: любая бюрократическая организация занята, прежде всего тем, что формирует поле своей деятельности. А самое благодатное поле для них, это бунтующая без серьезной опасности для Системы молодежь. Тем более, что ныне они дожили до своего незамутненного счастья, когда уже ничем не стесненные могут делать все, что угодно. Набрать, например, по Интернету любое количество любых преступлений. Так что в той или иной степени, но это обязательно должно иметь место.

Наконец, последний писк моды, «стерильность». Суть в том, что под всеми этими проявлениями нет никакого рационального смысла, молодежь живет ныне в условиях провозглашенного системой образования (СО-далее) принципа «наибольшего благоприятствования». Ей не к чему по-настоящему приложить свои силы, вот она и бросается на стену.

Социология. Это конечно социальное расслоение и следующее за ним перекрытие социальных лифтов, которые работают исключительно для своих. Невозможность человеку «без руки» то есть, блата подняться в меру своих способностей. Но рассмотрим суть этого явления. Любой социум это взаимодействие двух субъектов: государства и гражданина, реально чиновника и предпринимателя; под последним будем понимать человека дела, делократа (по-Юр.Мухину), пассионария (по-Л.Гумилёву), назовем его «инициативником».

Их отношения складываются в результате войн и революций, когда старые связи управления уничтожаются, а новые еще не установились. И они отнюдь не дружественно-безоблачные, а прямо скажем, антагонистические и везде и всюду между ними происходит постоянная схватка на выживание.

Для инициативника нужна прежде всего свобода, а гос.бюрократия считает своим святым долгом ограничивать и регламентировать, запрещать и наказывать. И по-своему она права, поскольку любая инициатива снаружи для неё подобна смерти.

Кто победит? На первый план выходит скорость процесса. Пока новый гос.аппарат не успел сформироваться общество пытается закрепить свои позиции. Оно торопится понимая, что если не успеет, то получит трудноразрешимые проблемы. Чаще всего это удается в силу именно слабости аппарата, который инерционен и не успевает захватить все позиции. Если нет и аппарат успевает войти в силу, то он пускает в ход адм. и силовые ресурсы государства которое, как известно, само по себе есть аппарат насилия, чтобы подчинить, а лучше уничтожить инициативника.

Прямая борьба с ним оказывается практически безнадежной. Выход для инициативника лишь в форме мафии, что хорошо показано в «Крестном отце» М.Пьюзо.

В Эрефии, все особенно плохо, поскольку общество предпринимателей оказалось придавленным самым инерционным в мире аппаратом советской ещё гос.машины да к тому же усиленной форматом компрадорской буржуазии. Именно отсюда она и черпает свои силы, здесь скрывается и её неуязвимость со стороны гражданского общества. Удивление относительно того, что в стране практически не развивается частное предпринимательство, нет малого бизнеса, не подхватываются изобретения напрасно, любая инициатива для гос.бюрокатии смерти подобна и она, пуская в ход и когти и зубы сделает всё, чтобы её уничтожить. Она и независимый от неё человек дела√ вещи совершенно несовместимые.

Как результат на поверхность выплывает некая «элита». С одной стороны, вся гос.система подстраивается исключительно под её требования, например, принятие болонской системы в образовании, по мысли её проводников позволит укрепиться на Западе их деткам, остальное её мало волнует. С другой - прерывается возможность самореализации с опорой на талант, а не связям. Элита не просто некая отдельная группа людей имеющая свои привилегии, а устойчивая субкультура, обеспечивающая непроницаемость для чужих. Собственно, это и есть та среда, в которой приходится существовать современной молодежи, «юноше, вступающему в жизнь». Стычка между элитариями (читай, «паразитами») и плебсом (производителями) в перспективе, возможно, элоями и морлоками по-Уэллсу, чем закончится? √ Да ничем хорошим. Отбирая не лучших, именно она и является главным тормозом в развитии страны.

Ирония же в том, что элитарность не удерживает от антисоциальных выступлений даже её представителей. На теракты идут не из самых неблагополучных семей, скорее, наоборот.

Социальная вертикаль. Её нормальная работа рассматривается как едва ли не главное условие отсутствия протестных выступлений молодежи, но и тут не так всё просто. Важно иметь в виду две разновидности этого процесса. В СССР «мальчики лобастые» шли в космос и атом, электронику и кибернетику. В творцы, испытатели и изобретатели. В Эрефии - в банк, в спекулятивный капитал, считать деньги. Счастье, угодить не за прилавок на рынке, а хотя бы попасть в офисплактон.

Символы эпох. Мальчик, моющий машины на перекрестке и относящий заработанные деньги в банк, тренд начала перестройки. И мальчик с моделью самолета в руках: «Завтра в полет» с советского плаката. Ныне нет подъема, не к чему по-настоящему стремиться.

Вертикали, правда, властью регулярно выстаиваются. В виде форумов для «особо одаренных», неких молодых управленцев лидеров России. И действительно туда рвутся. Но глядя на них, возникает лишь один вопрос: а где все эти блестящие таланты окажутся через несколько лет? Ответ увы однозначен, за границей! Алгоритмика функционирования нынешней Эрефии проста как натянутая бельевая веревка, всё что представляет собой капитал, должно оказаться там, у них.

Нет порыва, нет будущего основанного на Беляевых и Ефремовых, Жюль-Вернах и Казанцевых. «Твори, выдумывай, пробуй», будущее захватывало, и уже не отпускало, Тогда учились, что называется, без дураков по крайней мере те, кто этого хотел, а их было большинство. Остальные по мере способностей тянулись за ними, как результат, получалась самая образованная и целеустремлённая молодежь в мире. Справедливости ради отметим, что не все так было и тогда благополучно, отстойники типа малоэффективных НИИ тоже имелись. Увы, и там аппарату удалось спустить, возможно, лучшие в истории человечества поколения в канализацию.

Ну а школа, этот «генетический аппарат нации» (С.Кара-Мурза), что она представляет собой ныне? Дает ли она возможность самореализоваться? Обрести себя, расправить крылья? Да не смешите.

СО, её побудительный мотив, стимул для сдачи всех этих ЕГЭ и написания «Портфолио» - обеспечить халяву, то есть, возможность пристроиться, занять ненужное для общества, но хлебное для её занимателя место. Но этих мест мало, лишь для элиты.

Разумеется, нынешний школьник это хорошо понимает, его протест, от полного равнодушия √ «уйти в себя», до тех выступлений, которые мы наблюдаем.

Школа. Она умирает. Все больше нацелена не на реализацию личности, выявление призвания и трамплин для творческих и способных, а отстойник, своеобразный дом призрения дабы дети находились там хотя бы под каким-то контролем. И её задачей стало занять их наиболее приятным и необременительным образом, лишь бы не бунтовали. Все это хорошо известно и вряд ли с этим кто-то будет спорить.

Но вот и нечто новое, как следствие, появление иной субкультуры. Школа ныне буквально захлестывается уголовной этикой. Это именно этика, со своим языком, правилами поведения, иерархией отношений. Взаимодействиями с вышестоящими, приемами их нейтрализации. Включая расправы с неугодными, чересчур ретивыми учителями, не вписывающимися в эту систему.

И вот тут возникает главная, непреодолимая для ответственного учителя сложность.

С одной стороны, школа всё в большей степени превращается в питомник преступности, происходит десоциализация её воспитанников. С другой это, возможно, единственная возможность для них выжить в нынешнем полукриминальном мире, окончательно не потерять себя. Аналог дедовщины в армии или особых отношений среди заключённых пенитенциарных учреждений. Отношения, которые происходят с ведома администрации, убеждённой в их необходимости для поддержания управляемости этим специфическим контингентом.

Учитель, ему-то что делать? Сеять «вечное, разумное», а потом выплеснуть их в мир гиен и крокодилов? Взять на себя такую ответственность? Ну, допустим. Но сможет ли? Учитель не просто лишен реальных механизмов влияния на ученика, но и подставлен государством. Он абсолютно беззащитен и этим бесповоротно нейтрализовано мужское начало в школе. Ученик изначально настроен против учителя, на его нейтрализацию. Идеология Павликов Морозовых, призванных когда-то взорвать патриархальную семью изнутри, а ныне ученик √ традиционную школу. И прежде всего подавить учителя-педагога, предметника и воспитателя который еще пытается учить, того самого который по словам одного из экс.министров является главным фактором современной школы, не дающим ей двигаться вперед.

читать дальше

@темы: молодежь, проблема, важно, образование