Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Covid-19: ясные ответы на жесткие вопросы
Мария Пази , Ольга Тимофеева-Глазунова


20-е годы начались с места в карьер — старые правила игры сметает пандемия, главное и самое пугающее слово года известно уже сейчас — коронавирус. Количество заболевших в мире исчисляется сотнями тысяч, в России пока — сотнями. Но мы вовсю готовимся к смертельной атаке коронавируса, все прочие новости отошли на второй план. «РР» вместе с практиками, вирусологами и эпидемиологами отвечает на самые тревожные и важные вопросы о ситуации в России и в мире

Коронавирус — просто еще один сезонный вирус не опаснее гриппа!» — добрая половина френдленты призывает другую одуматься и прекратить панику, пока не начался экономический коллапс. «Спасайтесь, безумцы, завтра будет поздно, к нам пришла чума ХХI века, — хватается за голову вторая половина. — Выходить из дома без острой необходимости теперь неэтично, вы подвергаете смертельному риску самых уязвимых — стариков и людей с ослабленным организмом». Теперь каждый день начинается с обсуждения новых данных о вирусе, заболевших и погибших. И конечно, все как обычно разделились на две враждующие партии.

Отношение к коронавирусу становится чуть ли не главным вопросом, определяющим отношение к человеку — своего рода «чей Крым?» в мировом масштабе. Вот Илон Маск в письме сотрудникам SpaceX пишет, что «риск умереть от коронавируса гораздо ниже, чем шанс погибнуть в автокатастрофе по дороге домой». Тут же эксперты в области здравоохранения набрасываются на Маска за некорректное сравнение. Тогда Маск в своем «Твиттере» называет панику глупостью, а вскоре уже автор знаменитой книги «Черный лебедь» Нассим Талеб называет глупостью слова Маска (черный лебедь, то есть, по Талебу, нетипичное и неожиданное событие, в корне ломающее все планы и расчеты, меняющее привычные способы жизни, стал одним из символов нынешней пандемии). И так спорят повсюду — не имеющие отношения к пандемии разговоры отошли на второй план.

Хороших вопросов в этих спорах гораздо больше, чем хороших ответов. Почему в России, несмотря на протяженную границу с Китаем, эпидемии пока не наблюдается? Сколько на самом деле заболевших? Может, правительство, по привычке, нас обманывает, чтобы не паниковали, — а может, просто не способно подсчитать. Как выбрать правильную стратегию противостояния эпидемии? Может, школы уже давно надо было закрыть на карантин, а не ждать, пока бессимптомно болеющие дети перезаражают взрослых? Может, не дожидаться жестких мер от государства и самим устроить себе тотальный карантин, чтобы избежать итальянского сценария? А может, нужно изолировать только стариков, как предлагает премьер-министр Великобритании, а остальные пусть переболеют, зато это поможет избежать краха экономики — ведь от разорения, если жесткий карантин затянется, в итоге погибнет намного больше людей (массовой бедности сопутствует целый букет хронических и инфекционных заболеваний похуже коронавируса)? Может быть, нужно поголовно тестировать все население, как в Корее? Им удалось добиться контролируемой эпидемии с очень низкой смертностью. Может быть, пора бежать скупать гречку и туалетную бумагу — а то паникеры ведь все раскупят? Или вообще стоит запастись продуктами на долгие месяцы, которые придется провести в изоляции? И сколько продлятся пандемия, карантин, чрезвычайные меры, закрытие границ — недели, месяцы, годы?

Россия замерла перед бурей, люди ждут начала чего-то страшного, как в Италии, и пугают друг друга все больше. Может, и правильно? Лучше перебдеть, потренируемся заодно на случай еще худшей пандемии. Мы нервно шутим про пустеющие полки продуктовых магазинов, но на всякий случай все-таки закупаем традиционный оберег от кризисов — гречку. В одном из магазинов Москвы даже появились «тележки апокалипсиса». Персонал магазина заботливо укомплектовал их базовым набором: туалетная бумага, гречка, макароны. Очень удобно: берешь такую «тележку апокалипсиса» — и без мотания по супермаркету сразу идешь на кассу покупать себе дозу спокойствия.

Тем временем итальянцы, оказавшиеся в нашем вероятном будущем — на карантине в центре эпидемии, записывают видеообращение: «Пару недель назад мы были вами. Вы станете нами. Поэтому закройся, забаррикадируйся, не выходи из комнаты. Пропусти встречу с друзьями. Спаси свою страну, оставшись на диване с сериалом и удаленной работой». И тут же выбивающаяся из толпы миловидная миланская бабушка на другом видео говорит: «Все будет хорошо. Просто мой руки. Если чихаешь — чихай в локоть. А вместо объятий — подмигивай».

На первый взгляд, разумных мнений много, но они противоречивы. Попробуем приблизиться к ясности.

Почему случилась пандемия

В февральском тексте про коронавирус (см. «Коронавирус: эпидемия в мире соцсетей», «РР» № 2 (490) от 10 февраля 2020 года) мы имели неосторожность, что называется, накаркать: «Как глобальное сообщество мы всегда живем под угрозой пандемии, поэтому очень важно быть готовыми к такому развитию событий». Пандемия все-таки случилась, об этом ВОЗ объявила 11 марта, к моменту, когда новый коронавирус COVID2019 обнаружили в 114 странах, а количество зараженных превысило 118 тысяч. Новый вирус из Китая смог пробраться из карантина и вызвать вспышки эпидемии по всему миру. Многие эксперты считают, что суперспособность вируса — длинный инкубационный период: у заболевшего вирусом не наблюдается никаких симптомов 5–7 дней, а то и все 14, хотя он может заражать окружающих.

— По инкубационному периоду COVID-2019 часто сравнивают с гриппом. Да, у обычного гриппа два-три дня, а у нового коронавируса — до двух недель. Но мне кажется, корректней сравнивать COVID-2019 не с гриппом, а с другими представителями семейства коронавирусов, — говорит профессор Ольга Карпова, заведующая кафедрой вирусологии МГУ. — А коронавирусы бывают разные. Вот прямо сейчас в Москве циркулируют два других коронавируса, и никто про это даже не знает, потому что заболевания протекают очень легко. Но не думаю, что кто-нибудь определял инкубационный период этих «легких» коронавирусов, потому что не было причины их проверять.

— Если сравнить новый коронавирус с «родственниками» — вирусом тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) и вирусом ближневосточного респираторного синдрома (MERS), новичка как раз отличает то, что он не такой «злой», — добавляет вирусолог Анча Баранова, профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мэйсона, автор набирающей популярность на YouTube видеолекции о коронавирусе. — Отличие в выраженности заболевания: у SARS смертельность 10%, у MERS — 35%, а у COVID-2019 — около 3%. Коронавирусные заболевания с более тяжелым и более выраженным течением легче локализовать. Молодые люди, у которых течение легкое, не смогут отличить COVID-2019 от обычной простуды. А значит, ничто им не помешает сесть на самолет и полететь куда-нибудь. Правда, отличие в инкубационном периоде тоже есть. У SARS он был дватри дня, самое большее — пять дней. У нового коронавируса в среднем пять дней и даже дольше, до 14. В этом кроется серьезная опасность. Потому что за две недели инфицированные люди много где успевают побывать.

В статье ученых из США, опубликованной в Science 16 марта, исследователи тоже связали серьезный пандемический потенциал нового коронавируса с легким протеканием болезни. «Пандемический вирус гриппа H1N1 2009 года вызвал множество легких случаев заболевания, быстро распространился по всему миру. В настоящее время в человеческих популяциях циркулируют уже четыре штамма коронавируса. Если новый коронавирус последует образцу пандемического гриппа H1N1 2009 года, он также распространится по всему миру и станет пятым эндемичным коронавирусом в человеческой популяции».

В переводе с научного этот абзац значит примерно следующее: COVID-2019, скорее всего, ограничить и локализовать не получится. И перед тем как он станет еще одним вирусом, вызывающим ОРВИ, им должна будет переболеть значительная масса населения планеты.

В лучших традициях игры Plaque Inc., у патогена, вызвавшего пандемию, бегунок инкубационного периода был выставлен на «подольше». А его слабость — протекание в легкой форме у молодых людей — оказалась на самом деле разрушительной силой, позволяющей обходить меры изоляции и контроля.

Как соотносятся статистика и истинные масштабы

Сейчас, когда в мире экспоненциальный рост только начался, в Китае эпидемия идет на спад. За несколько месяцев отсрочки мы получили статистику, которая может подсказать развитие ситуации. Главный вывод в том, что число зафиксированных случаев COVID-2019, о которых знают власти и медицина, как правило, на шаг отстает от того, что происходит на самом деле. 23 января эпицентр эпидемии, Ухань, закрыли на карантин. Тогда было зарегистрировано менее 500 случаев. Оглядываясь назад, ученые могут сказать, что реально заразившихся было в пять раз больше. На следующий день мир знал о 700 заражениях в провинции Хубэй, но на самом деле их было под 3000. Ашиш Джа, руководитель Гарвардского института глобального здравоохранения, говорит, что в США на самом деле в 5–10 раз больше случаев заболевания, чем было обнаружено. В России на 18 марта было официально зарегистрировано 147 случаев. Точно можно сказать, что реальных случаев заражения больше. И что число их вырастет. Но совершенно непонятно, насколько. Плотность населения в России намного меньше, чем в Китае. А, например, тестов на коронавирус было проведено значительно больше, чем в США. Авось обойдется?

Роспотребнадзор, который оперативно ответил на запрос «РР», утверждает, что ситуация под контролем. Мы задавали в том числе и самый частый «конспирологический» вопрос: не скрывают ли власти истинные масштабы эпидемии.

— Почему в России до сих пор нет страшной эпидемии, как в Италии, ведь сначала все границы были открыты и китайцы массово ездили в Россию? Что помогло предотвратить распространение болезни?

— В России эпидемиологическая ситуация находится под строгим контролем, — говорится в официальном ответе Роспотребнадзора «РР». — С самых первых дней после поступления информации о новом варианте коронавируса проводилось тщательное мониторирование обстановки… Своевременно были приняты меры для изоляции граждан, контактировавших с больными новой коронавирусной инфекцией… В короткие сроки был организован контроль за состоянием здоровья граждан, приезжающих из неблагополучных по коронавирусной инфекции стран, введены адекватные карантинные мероприятия. Своевременно были прекращены регулярные авиаперелеты в города КНР, ограничен въезд из Китая на территорию России другим транспортом.

То есть в Росподребнадзоре считают, что могут удержать очаги под контролем и к лету интенсивность эпидемии спадет.

— По имеющейся на сегодняшний день картине можно ожидать, что в случае распространения этой инфекции преобладать будут нетяжелые формы. Принятые на сегодняшний день меры по ограничению контактов среди населения, безусловно, приостановят распространение коронавирусной инфекции. В теплое время года, в летний период школьных и студенческих каникул какойлибо значимой заболеваемости острыми респираторными инфекциями не ожидается.

— Но почему мы так уверенно говорим, что в России столько-то заболевших? Ведь тестирование не такое уж массовое? Насколько могут отличаться реальные цифры от выявленных тестами?

— На территории России организован строгий учет больных коронавирусной инфекцией, а также граждан, контактировавших с заболевшими, — ответили «РР» в Роспотребнадзоре. — Известны списки лиц, приехавших из стран с высоким уровнем заболеваемости. Именно этим гражданам проводится тестирование на новый вариант коронавируса, а при его выявлении организуются карантинные мероприятия и, при необходимости, лечение. Диагностика проводится всем, кто контактировал с больными. Ежедневно по такому принципу анализируется огромное число проб… В настоящее время (ответ Роспотребнадзора получен 19 марта. — «РР») проведено около 120 тысяч тестов на новый коронавирус. При всего 147 случаях подтвержденного диагноза вводить массовое тестирование абсолютно не оправданно.

читать дальше

@темы: важно, короновирус