Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

22 мая 1882 года он в растерянности стоял в вестибюле Одесского университета. Ему было 37 лет. Он только что подал в отставку, стал безработным, причем безработным без перспектив найти новую работу – он ведь слыл политически неблагонадежным, сам министр просвещения считал его бунтовщиком. И это в Российской империи, через год после убийства императора (народовольцами из его Одесского университета) и всего несколько месяцев после убийства одесского прокурора (тоже народовольцами и тоже из Одесского университета)! А на его попечении – жена и восемь(!) ее несовершеннолетних братьев и сестер. И профессия у него не из тех, которые позволяют заработать денег – он был специалистом по зародышевому развитию морских беспозвоночных. Во всем мире была лишь горстка людей, которым это могло быть интересно, и немногим большая горстка людей, которые могли понять, чем он занимается. Даже если бы он был политически благонадежным, вакансии, где бы требовался такой специалист, появлялись далеко не каждый год. Университет был единственным источником его доходов. Из сбережений – только небольшое наследство жены (далеко не миллионы). А в прошлом – уже две попытки самоубийства, причем последняя была лишь год назад, когда жена заболела, и он думал, что она умрет.

Как все идеалисты, он постоянно был заложником своего понимания чести, и это понимание из года в год разрушало его жизнь. Вот и теперь он ушел из университета, где проработал 12 лет, потому что университетское начальство не выполнило обещание, данное студентам. Кто из рациональных людей XXI века посчитал бы это достаточным поводом? Месяц назад в университете начали сбор средств на венок на могилу только что умершего Чарльза Дарвина. Из далекого Санкт-Петербурга вмешался министр просвещения Делянов, который в этом каким-то образом усмотрел крамолу и чуть ли не открытый бунт. И стал «прессовать» профессоров, которые в этом участвовали, в том числе и его. Через несколько дней декан юридического факультета запретил защиту нескольких диссертаций, в которых своим чутьем врожденного цензора уловил социалистические идеи. Студенты потребовали отставки этого декана. На переговоры с ними как раз нашего нынешнего безработного и послали. И дали твердое обещание – если студенты мирно вернутся к занятиям, декан будет уволен. Начальство послало его на переговоры, но и тут вмешался энергичный министр. Делянов почему-то решил, что, раз он ведет переговоры, значит, он и есть зачинщик бунта. Министр стал готовить репрессии. Это было еще ничего, это задевало только его, он мог это пережить. Но переговоры закончились успешно, студенты мирно вернулись на занятия, а декан уволен не был. Вот как раз обман студентов он перенести не смог. И ушел.

О таких людях и таких поступках здорово читать в романтических книгах, но как таким людям жить в реальном мире?

Мы уже понимаем, о ком идет речь. Одесса, биолог, две попытки самоубийства, участие в мирном разрешении студенческого бунта – конечно, это Мечников. Но это сейчас мы знаем, что Мечников – это ого-го! Это сейчас мы знаем, что это история с хорошим концом. А тогда это все совершенно не просматривалось. Мечников тогда был далеко не «ого-го!». Все то, что сделает его «ого-го!», было впереди, и о том, что оно случится, не подозревал ни один человек на земле, в том числе и он сам.

В общем, в тот момент, в мае 1882 года, стоя в вестибюле университета, он вряд ли думал, что его жизнь удалась.

Что бы сделал рациональный человек на его месте? Попытался собрать все средства в кулак и экономно их тратить, чтобы протянуть как можно дольше? Мечников вместо этого отдал выходное пособие от университета на строительство школы в Поповке (это село в Черкасской области, откуда родом была жена Мечникова; в его собственном родном селе Ивановка в нынешней Харьковской области население было слишком маленьким, чтобы там был смысл строить школу).

Рациональный человек в такой ситуации не стал бы отклонять предложения работы? Ему предложили получить субсидию и поучаствовать в борьбе с хлебным жуком. Он отказался, потому что неинтересно.

Рациональный человек стал бы энергично искать работу? Раз в Российской империи он оказался в черном списке, можно бы было попробовать университеты Гисена и Геттингена, где он делал студенческую и пытался делать аспирантскую работы соответственно. Вот только в первом университете он в свое время устроил скандал из-за того, что руководитель украл его открытие, а из второго он был изгнан за неумение препарировать. Но есть ведь университет в его любимом Неаполе! И вообще, в Европе полно других университетов, где-нибудь за возьмут профессора биологии с 12-летним стажем!

Мечников распорядился небольшими средствами, которые унаследовала его жена, совсем не рационально. Он взял все свое огромное семейство и уехал в городок Мессина на Сицилии. Там он арендовал дом и устроил в нем небольшую лабораторию, чтобы заниматься… Ну что ты с ним поделаешь! Он занялся все теми же никому не нужными зародышами морских беспозвоночных. А почему Сицилия? Почему не ловить морскую живность в Одессе? Потому что те беспозвоночные, которые его интересовали, водились не в Одессе, а на юге Италии.

Мечникова интересовали бипиннарии. Их долгое время считали особыми морскими животными. У них двусторонняя симметрия (как у рыб или людей) и функционируют бипиннарии как кишечнодышащие (это отдельный класс морских животных). А потом выяснилось, что бипиннарии – это не отдельное животное, а одна из стадий развития морской звезды. Той самой, у которой не двусторонняя симметрия, а пятилучевое строение. В какой-то момент вокруг пищеварительного канала бипиннарии формируются новые органы (при этом старые продолжают функционировать), и это новообразование, захватившее в плен пищеварительную систему, – это и есть морская звезда. Эта морская звезда разрывает бипиннарию изнутри, выходит наружу и начинает самостоятельную жизнь.

Для Мечникова интересным было то, что бипиннария – совершенно прозрачна. Можно следить за жизнью бипиннарии в микроскоп и видеть все ее органы, даже отдельные клетки.

Раньше Мечников изучал, в том числе, примитивных губок, так сказать «пред-губок». Губки – сами по себе чрезвычайно примитивные существа, а «пред-губки» еще примитивнее.

(Для специалистов. Это была часть более общей научной темы – открытого Мечниковым способа гаструляции путем иммиграции, когда в ходе зародышевого развития тело, состоящее из двух слоев клеток, образуется путем «выселения» части «лишних» клеток внутрь. Как из такой области научных интересов можно было сделать все то, что сделал Мечников, остается лишь диву даваться!)

Как питается «пред-губка»? Органов пищеварения у нее нет, кровеносной системы, которая бы разносила питательные вещества по телу, тоже. Собственно, нет вообще никаких органов. Только клетки, уложенные в два слоя, – и все.

читать дальше

@темы: кумиры, здоровье