Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Олигархи России — Гусь. Политические некорректные заметки, дозволенные цензурой

Были времена и была молодость. Страна была совсем новенькая, надежд было много, опыта мало, нахальства и оптимизма выше крыши, а мозгов в голове — совсем чуть-чуть. Прежнее государство начальство бросило на произвол судьбы — каждый, кто только мог, выкроил себе из него, что сумел, в рамках имевшейся у него наглости и размеров собранной им банды и на диво всему миру чудил, в качестве кто президента, кто премьера, кто миллиардера, кто главы ОПГ. Время такое было — 90-е. Оно прошло, и слава Б-гу. Не весь же век дурью маяться. Что до народа, он потихоньку привыкал жить сам по себе. Кто работал, кто воровал, кто ехал, кто оставался, кто по живым людям постреливал, кто уже лежал в морге пристреленный. У кого как сложилось. Наркотиков ещё было мало, секса уже было много, а музыка была любая — не только рок-н-ролл. Но люди вокруг были интересные. Вспомним некоторых, с кем тогда пересекался. Они стоят того.

Была в 2001 году такая светская шутка: «Закоптили Гуся на Берёзовых дровах…» Про что это, сейчас уже никто и не вспомнит. Быстро уходят из памяти даже самые известные в своё время люди. В том числе оба персонажа этого каламбура, одного из которых и в живых-то уже нет. Но мы не о нём. Гусь. Так многие называли и до сих пор называют (кто его помнит, конечно) Владимира Гусинского. Прозвище, как прозвище. Не лучше и не хуже других. Сегодня его уже почти не помнят, а когда-то припоминали многое. Бывшие друзья и бывшие партнёры. Политические соперники и конкуренты. Личные враги и обманутые клиенты. Те, кто хотел быть на его месте, но не смог и те, кто ставил на него и проиграл. Наконец, просто те, кто не любит богачей. Или евреев. Или – богатых русских евреев.

Ему припоминали его фантастический, вошедший в легенды авантюризм. Беспредельную самоуверенность. Природное, зашкаливающее все пределы отсутствие чувства меры. Недостаток осторожности там, где она была необходима, и приступы параноидального страха там, где для него не было никаких причин. Актёрство на грани фола. Политическую гибкость, сравнимую со способностью Талейрана оставаться на плаву при любых правительствах, и способность попадать впросак в самых выигрышных ситуациях. Склонность к шантажу. Легковесное отношение к данному слову. Привычку путать свои и чужие деньги. Безразличие к тем, кто рисковал за него и способность договариваться с лютыми врагами за счёт сторонников и друзей.

Правда ли всё это было? Несомненно. Но не вся. Потому что у него было чутьё и была удача. Он играл по-крупному и по-крупному выигрывал, пока не поставил всё на выборы 2000 года и всё проиграл. Он создал один из первых современных банков и лучшую информационную империю в стране. Он встряхнул провинциальный мир российской еврейской жизни, перемешав общественников и раввинов со звёздами и олигархами, и ослепил полученным фейерверком еврейский мир. Самодовольный и самодостаточный истеблишмент Запада признал его своим, а элита Израиля допустила в узкий круг избранных, допущенных к владению акциями СМИ. Он менял министров в правительствах и депутатов в парламентах, влиял на мэров и губернаторов, сенаторов и конгрессменов.

Его слово немало решало в ходе выборов президента России и премьер-министра Израиля. Казалось, ещё немного, и он сможет влиять на итоги выборов президента США. И, как бы высоко он ни летал, он заботился о родне и нежно любил свою маму. Без него не было бы группы «Мост». НТВ. Российского еврейского конгресса. Без него Россия не была бы такой, какой она в итоге стала. Проигравший всё в преддверии взлёта, потерявший больше прочих российских олигархов-«политэмигрантов», первый из них, вынужденный покинуть страну, оказавшись даже не во втором составе, но за пределами «скамейки запасных» российской политики, один из её бывших центральных игроков стоит того, чтобы о нем помнили.

читать дальше

@темы: история, россия, сатановский