Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Чему мы призваны научить наших детей
Выступление на секции XXIII ВРНС «Защита материнства и детства
– фундамент народосбережения России», 17.10.2019 г.

Архимандрит Георгий (Шестун)

Как известно, современное образование – светское. Очень хорошее название «светское» – от слова «свет», то есть оно должно нести некий свет. Но современное образование я все же назвал бы не светским, а секулярным, поскольку оно, по сути, пытается увести наших детей от Христа. Сейчас учат чему угодно, но как только речь заходит о смысле жизни, о традициях, о вечности, о Христе, то это тема подлежит табу. Немного разрешают говорить о культуре, но о духовности, о смысле жизни в современном образовании, как и вообще в современном мире – эта тема практически запретная.

Почему так происходит? Почему Христа так редко допускают в общественное пространство, в наши семьи, к нашим детям? Ответ на этот вопрос кроется в самой истории.

Откуда-то мы решили, что современный человек более образован, «продвинут», интеллектуально развит по сравнению с людьми, жившими в античном мире, в Средневековье, даже в XIX веке. Нам вбивают в голову, что Россия была тёмной, народ – безграмотный, и мы как бы с «высоты» нашей истории рассматриваем вообще мировую историю. Но мы забываем, что отсчет времени идет от одного события, которое эту историю перевернуло, преобразило. Мы забываем, что живем в 2019 году от Рождества Христова. В мир пришел Христос – и время потекло по-другому. Потому что была Голгофа, где Бог был распят, и был Гроб Господень, из которого воссияла вечная жизнь.

Кто ближе к Богу – люди древности или мы?

Рождество Христово – важнейшая дата, потому что время человеческого бытия опять вернулось в вечность. А Гроб Господень – это врата, через которые человеку открылась эта вечность. И время имеет смысл, если является частью вечности, если человек, живя в этом времени, пытается эту вечную жизнь, вечные истины нести в себе.

Это глубокое заблуждение – считать, что с течением времени человечество становится более развитым, а наша цивилизация – более совершенной. Потому что те люди, что жили раньше нас, были ближе ко Христу. И чем дальше время нас уводит от этого события, тем мы дальше отходим от Христа.

Может ли человек, который жил рядом со Христом, быть менее мудрым, менее жизнеспособным, меньше думающим о смысле жизни? Или это современный человек, который воспринимает разговор о Христе как мракобесие, а знание истории – излишеством?

Все наши проблемы как раз заключаются в том, что в нашем времени просто меньше вечности. Здесь очень важен ответ на вопрос: когда земная жизнь завершится, что будет дальше? Если ничего не будет, то смысл жизни потерян, и жизнь вообще прожита зря. Поэтому что мы всегда смотрим вперед. Мы хотим и ждём: вот наши дети пойдут в детский сад, потом в школу, где их чему-то научат, институт, приобретут профессию, создадут семьи. И всегда это будущее освещает нам жизненную дорогу. Мы всегда к чему-то стремимся, живём, учимся, страдаем, несем скорби, жизненные испытания, и вдруг, как всегда внезапно, приходит конец. Чаще всего люди уходят из жизни внезапно. Даже могут 20-30 лет болеть, а умирают все равно внезапно, не подготовившись. Все время они испытывают жажду жизни, тянут-тянут из последних сил, лечатся, занимаются своим здоровьем. Почему? Потому что все равно боятся: а что будет там? Всё равно придется отвечать на вопрос: зачем всё это.

Мы привыкли жить, трудиться и впереди иметь какую-то надежду, перспективу. И вдруг земная жизнь заканчивается, перспективы нет. Тогда зачем вся эта жизнь? Один американский философ японского происхождения Фрэнсис Фукуяма как-то заметил, что люди стремятся продлить свою жизнь любым способом и при любых последствиях. Только бы не умереть! Представьте, например, наука достигнет того, что люди смогут жить до 200 лет. 100 из них человек будет жить активно, соображать, а остальные 100 лет будет сидеть в инвалидном кресле и смотреть на мир ничего не понимающими глазами. Нужна вам такая жизнь в 200 лет?

Жажда продления жизни любой ценой как раз говорит о том, что мы не ведаем самого главного – того, зачем пришел Христос. Господь пришел в этот мир, чтобы преодолеть смерть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

И если мы с течением времени забываем Христа, то одновременно с этим мы забываем и о жизни вечной, о том, что мы должны готовиться к ней. Там тоже жизнь. Вечность есть продолжение времени, а время – это часть вечности. И наша земное бытие – это школа подготовки к жизни в ином мире.

Сочетание вечности и времени в нашей жизни и есть главный православный момент современного образования. То есть с рождения необходимо готовить человека к тому, чтобы он жил и здесь достойно, успешно, был достойным продолжателем своего рода.

Но первое, самое необходимое, но о чём не говорят детям ни в семьях, ни в школе – то, что жизнь человека с окончанием земного бытия не завершается. А ведь самый главный дар Христа, главная цель Его прихода в наш мир – вернуть человеку вечность, которую тот потерял после грехопадения в Раю.

Уж и не говорю о теории происхождении человека, потому что на самом деле наука здесь ничего не доказала. По сути, сам Дарвин никогда не был «дарвинистом». Достаточно хороший ученый в своей области, он просто предложил некую версию как одну из гипотез. Сейчас уже говорят, что человек произошел даже не от обезьяны, а от некоего пра-прачеловека, который на обезьяну был похож. Но если будем считать, что мы произошли от зверя, то как тогда это «звериное наследство» убрать из души? Этот зверь, как многие считают, существует в человеке как наследство от обезьяны и проявляется в виде злобы, гневливости, раздражительности, агрессии, нелюбви человека к человеку.

Человек – творение Божие или потомок зверя?

Но православный взгляд говорит о том, что мы – творение Божие. Если мы так считаем, то мы так и живем, сознавая, что душа моя – образ и подобие Божие, дух Божий, сердце мое – ангельское пение, и охраняет меня Ангел-хранитель, который дается при крещении. Очень важно об этом рассказывать детям и жить так самим, а не уподобляться какому-то звериному подобию. Так многие из людей, чтобы достичь своей цели, могут пойти на любой грех, даже преступление, из-за денег могут убить.

Необходимо помнить, что кроме плоти и земной жизни есть душа, и она иногда болит, человек ее иногда чувствует. Но память о душе, саму душу, совесть можно сжечь. Говорят же иногда: человек с сожженной совестью, с убитой душой. Поэтому святые под заповедью «Не убий» подразумевают не только преступление против другого человека, но и против собственной души – «не убей в себе человека!».

Отсюда второй момент, о котором мы должны помнить, когда говорим о воспитании, о семье: мы Божии создания.

Когда рождается ребеночек, мы должны понимать, что его дал Бог. Бог дал – Богу верни, это главное. Не расти его для себя, чтобы он, как говорится, в старости стакан воды тебе подал (как один старый человек сказал: «Вот, растил сына, воспитывал, чтобы он мне в старости стакан воды подал, а пить-то и не хочется»).

Память рода

Третье, о чем нужно говорить, что мы с вами – очень счастливые люди. Ведь столько преград было на пути, чтобы мы не появились на свет Божий, особенно для тех, кто родился в XX веке. В ХХ веке из нас пытались вытравить память о нашем роде. Если заглянуть вглубь истории, то корни нашего рода растут в тысячелетия. А мы про это не помним. Многим кажется: вот, я родился и я сам по себе – никому ничего не должен, сам себе хозяин. На самом деле я несу в себе кровь и память этих тысячелетий. А ведь, сколько родов пресекается! Вот родился единственный ребенок и погиб или умер от болезни – род исчезает. Есть семьи, в которых вообще нет детей. И впечатление такое, что современный мир делает все, чтобы как можно меньше людей появлялось на свет не. А мы с вами всё же родились и живем.

Как вы знаете, ХХ век – то время, когда разгулялись и претворялись в жизнь теории о так называемой «свободной любви», сожительство вне брака, которое сейчас пытаются называть якобы «гражданским браком». Нет, это термин здесь нельзя использовать, ведь гражданский брак – это брак, заключенный в ЗАГСе. Давайте признаем хоть это, как законное основание для семейной жизни. Поэтому сейчас Церковь предписывает не венчать тех, кто не зарегистрировался в ЗАГСе. Государственная регистрация сегодня – всё же некая предпосылка для крепости союза. Если Бога не боятся, пусть хоть государство, закон охраняет от безчестных поступков. Но сейчас и этого нет. А в так называемом нынешнем «гражданском браке» какая женщина станет рожать, если знает, что в любой момент ее могут бросить? Нынешние союзы обычно и распадаются как раз тогда, когда мужчина узнает о том, что женщина ждёт ребенка. Он ещё «не готов», ему ещё хочется погулять. Так у многих современных пар складываются ни к чему не обязывающие отношения.

ХХ век – это также век абортов, и наше счастье, что мы все эти препоны прошли и родились. И мы – вершина этого тысячелетнего рода. Сейчас редко кто задумывается о том, как нам повезло, что мы родились. Господь посылает людей в этот мир, чтобы они делали этот мир лучше. И мы все-таки по Божией милости, по молитвам, по благочестию наших предков прорвались через расставленные сети.

Хоть некоторые и говорят: «Бога нет, Христа нет, ваша Церковь устарела», – а всё равно, как только гром грянет, все вдруг вспоминают куда бежать. И откуда что берется! Ты же говорил, что не веришь, никогда не придешь в храм, что это не для тебя. А все знают, где спасение от невзгод. Таков удивительный феномен современного человека.

Дело в том, что в нас – кровь тысячелетий. Ученые до сих пор не могут разобраться, что больше влияет на человека: гены, воспитание или среда. Кроме генетики есть ещё память рода, наших корней. Память эта и в наших плоти и крови.

Писатель Виктор Николаев высказывает интересный взгляд на этот вопрос. По его мнению, даже в крови некрещеного человека течет кровь крещеных людей – отца, матери, деда, бабушки, множества крещеных за последнее тысячелетие предков. Все были православными в нашем Отечестве. Мы наследники этой крови. А митрополит Самарский Сергий добавляет, что еще и Кровь Христова течет в наших жилах, потому что многие наши предки, живя по-православному, ещё и причащались.

Даже если такой человек причисляет себя к атеистам, эта кровь все равно напоминает о главном – о вечной жизни, о Христе, о храме и о том, что в мире ничего случайного не бывает.

Рождение человека в мир – дар Божий

Не случайно, что мы родились в это время и на этой земле, что мы родились от своих родителей, несем в себе кровь именно этого рода. Господь даровал нам Родину, нашу землю, народ, язык, культуру, историю. Эти дары Божии даны каждому от рождения. Человек не рождается каким-то безприданником. Каждому из нас Господь подарил целую Россию.

Митрополит Иоанн (Снычев) говорил, что всем людям придется отвечать только за самого себя, за свою душу, а нам придется отвечать за то, какими мы были русскими, как мы относились к своему Отечеству.

Мы призваны хранить то, что получили в наследство. К сожалению, есть такие кто готов от него и отказаться, сказать: «Я не хочу всего этого, а хочу совсем другого». Но сделать это не очень просто. Потому что любой человек, который так небрежно относился к своему наследству, уезжая за границу, испытывает ностальгию. Почему возникает эта тоска по Родине? Кто бывал в Европе, знает, как там удобно жить, какие там ухоженные, чистые города, там и березки есть, как у нас, и дубы; те же лужайки, коровы пасутся. Ну всё там есть – живи да радуйся. Нет, тоскуют.

Но когда человек возвращается на родину, он плачет и готов целовать землю. Потому что тосковал по своей земле, которая полита кровью предков. Тысячу лет мы отстаивали свои пределы, сберегали их. Наверное, каждый сантиметр нашей земли полит кровью, земля наполнена костями её защитников. И каждая пядь нашей земли отмолена, полита слезами и молитвами матерей и жён, священников и монахов, простых верующих людей, которые своими подвигами, молитвами стяжали благодать на нашу землю.

И начинаешь понимать, что люди, уезжая, тоскуют по благодати, которая просто разлита по нашей земле, растворена в воздухе.

Благодать дает нам особую энергию. Надо признать, что мы, русские, вроде спокойные и тихие, но всё же и буйные. Однажды мне пришлось несколько месяцев находиться в Берлине. Местные жители там все тихо так ходят, не торопясь всё делают, как какие-то сомнамбулы. И вдруг приезжаешь сюда, сходишь с поезда и сразу на вокзале видишь бегущих, кричащих, живых людей, с детьми, с сумками и думаешь: «Вот она, жизнь! Вот она, энергия! Это моя Родина, это мои люди, это мои братья!» Ностальгия возникает по этой вот жизни, по энергии. Потому что благодать это не просто некое такое обволакивающее состояние, когда человек стоит, благостно подняв глаза к небу. Благодать – это дух Божий, это энергия, это основа жизни человека. Как говорится в Апокалипсисе: «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16). По-русски мы говорим: ни рыба, ни мясо. Как человека ни поверни, он ничего делать не будет, если нет у него духа Божия.

А русский народ уподобляется апостолу Павлу – прямодушному и нелицемерному человеку, который верует в то, что делает, поэтому делает это со всей силой. Иногда неправильно поступает, иногда вообще безобразно, но по искреннему заблуждению. Как апостол Павел сначала гнал и преследовал христиан, а потом встретил Христа и стал столпом христианской Церкви и просветителем язычников, принявшим мученическую смерть за веру. И всю жизнь сокрушался, что был «изверг из извергов» (1 Кор. 15, 8).

Так и наши разбойники, когда Дух Божий посещал их, уходили в затвор, каялись, плакали, строили монастыри. Знаменитый монастырь Оптина пустынь – основа молитвенного подвижничества и духоносного старчества, тысячи людей туда ездят. Но кто такой его основатель Опта? Опта был разбойник, который вдруг преобразился, изменился под воздействием встречи со Христом, став иноком Макарием.

Посему очень важно, что русские люди в большинстве своем энергичные, деятельные. Но кто-то служит Богу своими силами, талантами, своей жизнью, а кто-то еще нет. Многие сейчас удивляются: вот, мол, он вчера ещё был такой-сякой, а сегодня стоит со свечкой в храме. Так и слава Богу, что в храме!

читать дальше

@темы: вечное, общество, вера религия рпц