Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

"В основе этой гражданской религии лежат языческие ценности и символы, лишь отчасти модернизированные коммунистической пропагандой. Религиозные формы этой религии, в частности, предполагают всеобщее поклонение огню. Давайте задумаемся: и руководство государства, и простые граждане приходят поклониться огню, который извергается из пятиконечной звезды, лежащей на земле… Огонь – многозначный символ. В рамках христианской культуры следует различать огонь Богоявления (например, образ горящего и несгорающего куста – Неопалимая купина) и огонь суда и проклятия: "Идите от Меня проклятые, в огонь вечный" (Мф., 25:41). Однако огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия… Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале".

"Ценности постсоветской культуры, - продолжил Сергей Чапнин, - весьма противоречивы и не складываются в единую картину. Эти внутренние противоречия привели к тому, что мы утратили способность говорить о себе, о предках, друг о друге положительно, создавать убедительные и привлекательные образы. Во всяком созданном сегодня образе есть подвох – или что-то идеологически неприемлемое, или издевательское, или картонно-пластмассовое. Ни в высокой культуре, ни в массовой нет положительного образа России. Мы сами себе не нравимся и друг друга не уважаем. Что уж тут претендовать на то, чтобы нравиться другим? Какая тут может быть модернизация?"

По мнению Чапнина, "в центре национальной системы ценностей и одновременно – со всеми плюсами и минусами - в центре новой национальной мифологии находится лишь одно событие – Великая победа в Великой Отечественной войне. Эта победа воспринимается как единственное "священное" событие нашей истории ХХ века. Празднование дня Победы сконструировано как религиозное действие, в котором участвует – или, по крайней мере, которому сочувствует большинство россиян. Так формируется подобие гражданской религии со своими правилами и ритуалами… Тема победы настолько "свята", что говорить о ней можно только в тех рамках, которые усвоены массовым постсоветским сознанием".

"Что же происходит с культурой, в центре которой находится "День Победы"?" - задаёт риторический вопрос Сергей Чапнин. По его мнению, у этой культуры формируются весьма опасные черты: сохранение и культивирование "образа врага", тотальная героизация войны, превращение её в лубок и забвение войны как трагедии; острое переживание ущемленной национальной гордости ("Мы же победители, а теперь смотрите, как мы унижены").

"Мы используем неверные понятия для описания окружающей нас реальности", в том числе когда речь заходит о русском мире. "Мы хотим говорить о русском народе и русской культуре. Между тем все это уже давно советское или, точнее, постсоветское"


Ответственный редактор "Журнала Московской патриархии", официального органа Русской православной церкви, Сергей Чапнин
Источник

@темы: цитата, РПЦ, общество, власть