«Мы не привили широким слоям нашего населения жажды творения, желания работать, сознания чувства долго перед страной и родиной. А нашу молодежь мы держим в апатии и не зажигаем в ней жажды творения.
Мы дух творения не только не возжигали, а угашали. И вот результат.
У нас везде барьеры и заборы, везде препятствия, препоны. Этим самым мы отбивали охоту творить, ярко, вдохновенно работать. И русское общество не понимало великого значения работы на экономической арене.
Люди сильные волей, люди, дерзающие свою волю противопоставлять воле других, люди гордо мыслящие, могущие писать на страницах истории, - творят ее. И где таких людей культивируют, те страны идут вперед. У нас, к сожалению, таких людей не культивировали. Наоборот, у нас обрывали ростки свежей мысли.
читать дальшеС 1880 по 1912 год, то есть за 32 года, добыча золота на Аляске увеличилась в 800 раз.
Мы же с 1864 по 1914 год подняли нашу золотодобычу с 1.398 пудов (22,4 тонны) до 3.765 пудов (60,2 тонн). То есть увеличили менее, чем в три раза.
Производительность американского рабочего в золотопромышленности в пять раз выше, чем у наших рабочих на ленских приисках. Заработная плата американского рабочего тоже в четыре раза выше.
Большой интерес представляет описание условий быта американского рабочего.
Плата рабочим на рудниках колеблется от 3 до 4 долларов в день (от 90 до 120 долларов в месяц).
Рабочий уплачивает два доллара в месяц за квартиру, один доллар в пользу клуба и 25 долларов за стол.
А стол там не только обилен, но и изыскан (при трехразовом питании).
Рабочий получает утром (на завтрак). Овсяную кашу с молоком. Бифштекс с луком. Солонину с овощами. Вареный картофель. Яйца. Блинчики. Хлеб. Масло. Мед. Сироп. Кофе. Молоко.
За вторым завтраком. Устричный суп. Вареную баранину с пикулями. Франкфуртские сосиски. Вареную треску. Печеный картофель. Кислую капусту. Зеленый горошек. Сладкий пирог.
За обедом. Жареную лососину. Ростбиф. Печеный картофель. Кукурузу. Вареные бобы. Свежую землянику. Чай. Печенье.
В помещениях для рабочих паровое отопление, электрическое освещение, пружинные кровати, ванные комнаты, бассейн для купания. На приисках – прекрасные клубные помещения с развлечениями для отвлечения людей от пьянства, библиотеками. Делается все, чтобы привлечь хороших рабочих на прииски и привязать их к ним.
Введение монополий будет фиксировать на себе внимание правительства, отвлекая его от коренной задачи – развития производительных сил нашей родины. Будет рассеиваться и внимание самого общества, которое так склонно у нас успокаиваться, и оно склонно будет во введении монополий усмотреть панацею к лечению нашего бюджета.
При многой предметности в наших школах не создается в учащихся навыков творчества, не вырабатывается наблюдательности (просто нет времени для этого). И уже, конечно, не остается места для развития воображения.
А из высшей школы выходят у нас люди лишь механически усвоившие себе известный цикл наук, но не умеющих разбираться в самой жизни.
Мы безвольны. Мы ушли в слова. И дело у нас заслоняется словами. Поэтому мы и стоим на одном месте. Мы много говорим, но мало творим.
Мы не дадим гранить алмаз неопытным рукам, а души детей мы отдаем в руки нередко совершенно невежественных лиц.
Пора посмотреть на это открытыми глазами.
Пусть идея создания великой обновленной России греет наши сердца, пусть она жжет наш мозг, пусть она руководит нами в наших желаниях».
Озеров И.Х. – «Новая Россия». Петроград, 1916, с.84-86, 109, 138, 140, 205.