Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
Отрывок из статьи об РПЦ:
Вы часто говорите о падении авторитета РПЦ. А в чьих глазах этот авторитет упал?
- Буквально на днях диакон Андрей Кураев, который не совсем традиционный поп, но все-таки является одним из официальных голосов РПЦ МП, написал в своем блоге буквально то, что писал я. А именно – он дал картину падения авторитета церкви.
- Как это стыкуется с многотысячными крестными ходами, сотнями строящихся храмов, требованиями защиты чувств верующих?
- Авторитет церкви падает у традиционной пасты, которая понимает, зачем она идет в церковь. Люди охладели к ней. Многие до сих пор воспринимают ее как источник некоего ритуала, но уже никто не воспринимает как источник святости и духовного лидера. Церковь превращается в музей.
- Можно сравнить ситуацию с советским периодом, когда все ходили на демонстрации и партсобрания, говорили публично о преданности делу партии, а на кухне говорили совсем другое?
- Точно так. Но если раньше к партсобраниям относились серьезно, то сейчас несерьезно. У Кураева хватило мужества написать об этом. Он служитель, и ему есть что терять, его могут выгнать. Но он честно признал, что в падении авторитета РПЦ МП виновата сама РПЦ МП, и лично политика нынешнего патриарха.
- А как же священники в школах...
- Их там нет. Если бы еще 15 лет назад «Основы православной культуры» начали вводить в школы, то это прошло бы на «ура». Сегодня огромное сопротивление православной культуре со всех сторон, начиная от Министерства образования и заканчивая родителями учащихся. 15 лет назад такое трудно было представить.
Сегодня лицом церкви все больше становятся православные хоругвеносцы и православные эксперты, которые вызывают отторжение у большой части пасты. Значительный приток паствы в церковь был в конце 1980 – начале 1990-х. Он был связан с тем, что в церкви было некое ожидание святости, и она казалась идеологической альтернативой КПСС. За последние двадцать лет этот капитал РПЦ полностью растрачен. Поэтому идет огромный отток активной части пасты от церкви. Если еще лет двадцать-двадцать пять назад лицом церкви были интеллектуалы типа отца Александра Меня, то сегодня лицом церкви выступает Чаплин.
- То есть скоро в РПЦ вообще ничего не останется?
- Почему же? Даже я там остался, и не собираюсь никуда уходить. Оттуда никто не ушел, разве что те, кого церковь сама выгнала. Но сегодня все активное и мыслящее в РПЦ МП является оппозицией священноначалию. Поэтому я и призываю распустить РПЦ МП и заменить ее конфедерацией приходов. Я уверен, что так и будет. Вопрос только в том, как быстро это произойдет. Но если уж Андрей Кураев согласен со мной, то, как говорил Михаил Горбачев, процесс пошел.