Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.
![](http://ic.pics.livejournal.com/swotcher/65013761/91444/91444_original.jpg)
Насмотревшись рекламы, решил приобщиться к "русской классике", поставленной В.И. Хотиненко. "Бесы" не читал, признаюсь. Потому, что не могу читать слог великого "православного писателя", засыпаю на третьей строке. Решил посмотреть очередную экранизацию. Любопытно, что первые "Бесы" вышли в 1988 году, при предателе Горбачеве. В догорбачевское советское время этот "сон разума" Федора Михайловича не экранизировали.
В итоге, в чем сюжет, его главная линия, так я и не понял. Видать, мои крестьянские корни сжимают диафрагмой мой мозг, не давая ему "взглянуть шире и глубже"...
Ну, разумеется, кроме главного, ставшего визитной карточкой Достоевского: "если бога нет, то все дозволено".
Что бросилось в глаза?
Отличительная особенность всех героев "Бесов" - отсутствие вразумительных мотивов их поступков.
"Революционеры", которые атеисты, читают Маркса, т.е. обязаны "по легенде" быть материалистами, сплошь просто удивительные идеалисты, для которых главное, кого-то "замочить" и все разрушить, привести страну в хаос, чтобы всплыло наверх всякое г-но, с самыми низменными чувствами.
В связи с этим, возникает один вопрос и к Владимиру Ивановичу, и к Федору Михайловичу: ЗАЧЕМ это надо революционерам??? Ведь они в этой "движухе" на кон ставят свою жизнь, при том, что понимают, как атеисты-материалисты, что жизнь у них ОДНА, души, как и "того света" с молочными реками и кисельными берегами, нет.
Ответ на этот вопрос в фильме, разумеется, не представлен.
Православный поп, без которого, как известно, не обходится ни один современный фильм "о морали и нравственности", в конце выступил православным психологом. Со слов попа становится ясно, что, дескать, вот если бы Ставрогин покаялся искренне за растление малолетней девочки, да еще публично, как намеревался, то был бы самым выдающимся "каяльщиком", и РПЦ его, наверное бы, канонизировала за это. Но мерзавец и моральный урод, он же "золотая молодежь" в нынешней трактовке, Ставрогин, просто "съехал с катушек" и повесился. Хотя по моему мнению "воинствующего безбожника-атеиста", то Ставрогина надо было бы повесить по решению суда за это его преступление. Но в "высокодуховной" Российской Империи, видать, правосудия не было. По крайней мере для богатых. И за свои преступления мироеду, видать, было положено "каяться". Ну... если сам мироед этого хотел, разумеется.
Верховенский-младший (главный бес-революционер) собрал в кучу дебилов-романтиков, трусов, моральных уродов и прочих психически неустойчивых личностей, отнесенных Федором Михайловичем с какого-то перепугу к категории "революционеры", чтобы совершить "политическую многоходовку" - навалить массу никак не связанных между собой, трупов, с целью, как оказалось в конце фильма, завладеть домиком Ставрогина в Швейцарии.
Как-будто бы это нельзя было сделать намного проще и менее опасно для своего здоровья. Кстати, поселился "главный бес-революционер" в этом домике со своей женой - бывшей крепостной и, по совместительству любовницей Ставрогина, (она же сестра Шатова, которого убил ее муж "бес-революционер" [трагически-разрывшаблонческое]).
Примечательно, что глядя в конце фильма на этот "домик в Швейцарии", почему-то я вспомнил Юрия Михайловича Лужкова )))
"Губернатор - градоначальник" (Андрей Антонович Лембке) - инфантильный идиот преклонного возраста, с резкими приступами шизофрении, основным увлечением которого, строить бумажные домики, которому изменяет его жена с главным бесом-революционером Верховенским-младшим.
Как он стал "мэром", при таких своих умственных способностях, понять невозможно. Зато это дает возможность понять, как он оказался на месте тушения пожара, где и был пришиблен горящей доской. Нормальный градоначальник, явно не бегал бы там, куда пожарники сбрасывают горелые доски, а "драл" бы начальника пожарной службы города, почему у того на пожаре одна пожарная машина, а начальника полиции - за то, что не предпринял меры, по разгону зевак от места пожара, своевременно оцепив полицейскими место пожара.
Ну и обездоленные среди всей этой богатой шушеры, были показаны, что, мол, кушать нечего. За что идиот-градоначальник распорядился всех заковать в кандалы (ну а что еще можно ожидать от начальника-идиота)...
Т.е., пока имущие от жиру бесятся в своих "революциях", и внутренних переживаниях и рефлексии "про бога и без бога", народ оставлен сам себе, потихоньку и ненавязчиво дохнуть. Очень православненько так и в духе Российской Империи и ее царя-батюшки...
Единственно, пожалуй, у кого был очевидный мотив, это у самого городского главного полицейского, когда он заставлял повозку Горемыкина корзинами со взятками "в дорожку", чтобы тот "походотайствовал в Питере".
Это уже по-нашему, просто и понятно...
Убедительно и адекватно еще показан старший Верховенский (отец главного беса-революционера) - "творческая интеллигенция" (tm), живущий за счет всякого, кто берет на содержание. "Творческий интеллигент" весь фильм бессмысленно словоблудит, представляя себя "мозгом нации и ее совестью". Но, в конце концов, даже бабе (Варвара Петровна Ставрогина), на содержании которой она находился, изрядно надоел, ибо и она наконец поняла, что он все-таки "г-вно нации, а не нее мозг" и всю жизнь ее дурачил, формируя в ней комплекс неполноценности, рассказывая про "Сикстинскую Мадонну ", что, собственно, и заставляло ее содержать этого "жиголо" - платила ему за его "понты".
И таки да: "потом Библию с новыми картинками покупать будет поздно"... Это фраза-апофеоз картины, которую произносит продавщица религиозной литературы.
Провидцы Достоевский-Хотиненко, таким образом, этой "художественной находкой" напророчили, видать, 1917 год и крах Российской Империи, и беСбожье большевиков...
Осмысливая этот фильм и время его выхода, окончательно понимаешь, что "рАссею_пАдымают_с_кАлен", все больше ставя раком, зарывая в средневековый обскурантизм, без которого не мыслил себя и свое общество эпилептик - Достоевский...
Глядя на этот фильм единственное чувство, которое не покидает "душу" - беспросветность и мрак обскурантистского бытия, в котором положено "грешить и каяться". Жить в таком обществе невыносимо. Ибо единственно логичными поступками такого "высокодуховного общества" видятся поступки, сродни поступку Ставрогина... "Слава богу", способов самоликвидации людей, не имеющих никакого иного смысла в жизни, как оббивать бетонный пол молельных домов, придумана масса...
Аминь.
Краткое содержание романа
Рецензия на роман
Аудиокнига