понедельник, 12 октября 2015
Василий Федорович Федосеев, ученик Карла Росси
![](http://tula-web.ru/photo/foto/max_vyl_1297067635.jpg)
![](http://sobory.ru/pic/34700/34734_20150618_231216.jpg)
Одним из тех специалистов, что формировали облик нашего города в первой половине прошлого века, был замечательный архитектор Василий Федорович Федосеев (1794-1844). Родился он в крестьянской семье в Нижегородской губернии, закончил гимназию, учился архитектуре в Петербурге, а потом работал у самого Карло Росси, выдающегося зодчего.
Василий Федорович сумел использовать выпавшую на его долю удачу и активно участвовал в создании таких россиевских петербуржских шедевров, как знаменитый на весь мир Александрийский театр, ансамбль Главного штаба (это правое крыло зданий на Дворцовой площади), Елагин дворец. Федосеев проработал в мастерской более десяти лет, но не утратил стремления к собственному архитектурному творчеству.
Но он, выходец из самых низов, из «удельных крестьянских детей», не имел ни диплома о высшем архитектурном образовании, ни знатных покровителей, а потому не мог рассчитывать на получение крупных, хорошо оплачиваемых заказов в столице и охотно принял приглашение участвовать в реализации больших архитектурных работ в Туле.
Мы уже упоминали о том, что Василий Федорович проектировал конструкцию оружейного завода, он разработал несколько вариантов архитектурного оформления служебных корпусов, в том числе здания заводского правления. Но, к великому сожалению автора, все его начинания были реализованы лишь частично.
читать дальшеНо Федосееву повезло в другом. Приезд петербуржского архитектора совпал по времени с решением дворянства построить собственное здание губернского Дворянского собрания. Желая использовать счастливый случай — пребывание в Туле именитого столичного зодчего, общее губернское собрание 12 августа 1833 года постановило: «Посредством приглашения архитектора Федосеева составить план, фасад и смету… дворянскому дому, который как видом своим, так и самим помещением соответствовал бы своему значению».
Об этом подробно можно прочитать в «Тульских брендах» в заметке о здании Дворянского собрания.
Замечательным даром русских зодчих было их умение решать архитектуру возводимых ими зданий в их неразрывной связи с окружающей средой — далекой и близкой. Классическим примером такого подхода является проект колокольни Всехсвятской церкви, выполненный все тем же Федосеевым. Трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем, построена в 1833-1863 гг. Несмотря на то, что между началом строительства церкви и колокольни протекло больше полустолетия, Федосеев сохранил архитектурное единство Всехсвятского ансамбля. Даже ничего не несущие колонны нашли место в композиции нижнего яруса. Характерные портики со спаренными колоннами на углах звучат как в церкви, так и в обоих верхних ярусах колокольни.
Удачное размещение на одной из наивысших точек Тулы придает колокольне значение доминирующей вертикали города.
Характерным образцом творчества этого удивительного мастера является здание Преображенской церкви бывшего Успенского девичьего монастыря на Менделеевской улице. Церковь является одним из редких в Туле памятников в стиле русского классицизма первой половины XIX века.
Мощные колоннады из восьми дорических колонн украшают северный и южный (дворовый) фасады прямоугольного в плане здания. Довольно высокий гладкий цоколь прорезан крупными полукруглыми окнами в обрамлении из клиновидных камней. Высокие окна в интервалах между колоннами освещают пространство верхнего храма; под ним, в низком цокольном этаже, размещалась нижняя церковь.
Одновременно с Преображенской церковью Василий Федорович построил особняк для богатого тульского купца Добрынина. Дом построен в русском классическом стиле. Здание имеет трех частное деление фасада с выступающей колоннадой на высоком гладком цоколе, прорезанном тремя полукруглыми окнами. Коринфские колонны отстают от стены и образуют своего рода террасу, на которой возвышается антаблемент со ступенчатым аттиком.
В конце XIX века дом был перестроен. К нему были пристроены боковые крылья, нарушившие строгий классический фасад. Каменные подъезды, ранее завершавшие особняк, оказались в центре здания.
На протяжении десятилетий представительный особняк был наилучшим и богаче всех обставленным домом, где обычно останавливались самые знаменитые гости Тулы, в том числе в 1861 году и Александр II. От былого, весьма и весьма нарядного интерьера не сохранилось ничего, кроме литых лестничных перил. В конце прошлого века к дому пристроили безвкусные боковые крылья, в которых разместили классы коммерческого училища; конечно, первоначальная архитектура дома сильно пострадала. В настоящее время в этом здании располагается институт развития образования.
На улице Ленина, 80-а находится единственный в Туле храм ротонда – Петропавловская церковь. Постройку храма относят к 1833-1848 гг. (В настоящее время колокольня реставрируется. Реставрация храма выполнена раньше).
В литературе мы встречаемся с предположением, что автором проекта Петропавловской церкви был один из братьев известного московского зодчего Бове. Однако, на основании документов областного архива установлено, что им был архитектор В.Ф.Федосеев.
Архитектуру Петропавловской ротонды можно уподобить своеобразным вариациям в камне на единую тему о круге и его производных. Тема эта звучит в цилиндрическом основном объеме церкви с большими полукруглыми окнами в верхней его части, в круглом барабане, прорезанном окнами с полукруглыми завершениями, и в полусфере купола.
Создавая храм-ротонду, В.Ф. Федосеев показал свою любовь к геометрической классике, к построению зданий в этом архитектурном стиле. Туляки стали обладателями уникального в своем роде строения.
И это не всё, что построил и спроектировал на тульской земле архитектор Федосеев В.Ф.
Источники:
Тула-фото (Город в кадре)
Автограф архитектора Федосеева
Архитектурные памятники на улицах Тулы. Методические рекомендации для педагогов
Не сохранившееся храмы города Тулы. Казанская церковь
@темы:
история,
тула,
знакомьтесь,
тульские бренды