«Любовь к родному краю питает любовь к Родине» - эти слова нашего замечательного земляка общеизвестны. А.С.Барков был не только одним из крупнейших советских географов первой половины 20 века., учёным, исследователем, страноведом, но и замечательным пропагандистом науки, энтузиастом краеведения. Список его многочисленных трудов открывает студенческая работа по ботанике нашего края (1897 г.). Последней стала редакторская работа над книгой Н.А.Надеждиной «Краеведение в работе школы».
Детские и юношеские годы А.С.Баркова.
Незадолго до кончины им была написана автобиографическая статья «Из моей жизни». В ней и в статье «Как я стал географом» ряд страниц посвящены детским и юношеским годам в родном тульском крае. Здесь он родился 13 (25) мая 1873 года, жил и учился до 1894 года, неоднократно бывал и впоследствии. « Я родился в селе Покровском Епифанского уезда Тульской губернии, - писал А.С.Барков. Первое учение моё было в церковноприходской школе, преобразованной затем в земское училище. С четырёхлетнего возраста я уже умел читать, и учение мне давалось очень легко… Земское училище окончил в 1882 году, т.е. девяти лет».
Отец, Сергей Игнатьевич, безземельный крестьянин, отставной унтер – офицер, инвалид, «получил место волостного писаря в Каркадиновской волости того же уезда, и мы переехали в деревню Дудкино, где помещалось волостное правление… Не более чем в 50 саженях от волостного правления начинался лес, тянувшийся на Новосёлки и к селу Каркадинову. Растительность его и окружающих лугов была первым объектом моих ботанических «исследований…»
Неподалёку в овраге в примитивной каменоломне местные жители добывали плитняк. Саше особенно запомнился случай, когда при обвале здесь погиб молодой крестьянин. На вопрос: «Откуда здесь камень?» он получил ответ: «Камни растут», которому не знал – верить или не верить… «Я решил узнать об этом более достоверно. От учителя я узнал, что камень этот – известняк и что его находят там, где раньше было море». Но когда это «раньше», он сам не знал, не знал он также, какова связь известняка с морем. « Любопытство моё было возбуждено, и я твёрдо решил, что потом узнаю, куда и когда « ушло море»…»
Первое своё путешествие девятилетний исследователь совершил со сверстниками к верховьям Дона, к селу Ивановскому. Видя живой интерес мальчика к знаниям, к учёбе, родители решили отправить его в Епифанское уездное училище ещё на три года учёбы, хотя на проживание пришлось ежемесячно выделять три рубля из восьмирублёвого отцовского жалованья. И жилье, и питание были самыми скудными.
Учился Саша на «отлично», с похвальными листами и с наградами первой степени, т.е. с книгой.
Через три года опять встал вопрос: что делать дальше? Учителя советовали отцу учить сына дальше, рекомендовали отдать его в гимназию в Тулу. Но советы эти крестьянину, даже и « выбившемуся» в унтер – офицеры и волостные писари, осуществить было непросто. В губернском городе на три рубля в месяц не прожить, необходима гимназическая форма и многое другое. Требовалась и серьёзная дополнительная подготовка, особенно по – латыни, обязательной в гимназии. В ней Саше на месте помочь было некому, пришлось грамматику и книгу упражнений учить наизусть, не понимая смысла. И всё же упорство тринадцатилетнего Саши и его отца победило. В 11 класс Сашу приняли.
Жизнь в гимназии.
На жильё с «харчами» удалось устроиться за 8 рублей в месяц («пансионером» у одного чиновника), форму купить поношенную. Отец, оказывается, на дальнейшее обучение сына за десять лет скопил 200 рублей. Их хватило до ||| класса. Позднее средства для продолжения учения приходилось добывать репетиторством.
Об этом времени А.С.Барков писал впоследствии: «И в уездном училище и в гимназии география была второстепенным предметом. Учили нас плохо. Дальше учебника дело не шло. Никаких пособий, кроме стенных карт и атласов, не было. В гимназии главными предметами были латинский и греческий языки. Природа, география были не в почёте – их просто игнорировали». Не потому ли так поразила гимназиста экскурсия в пригородный лес? В Тульской гимназии А.С.Барков учился с 1886 по 1894 года. Окончил её с отличием и поступил учиться в Московский университет на физико-математический факультет.
«Это был блестящий период в истории физико-математического факультета Московского университета, - вспоминал Барков. – Физику читали Александр Григорьевич Столетов, Николай Алексеевич Умов, зоологию – Анатолий Петрович Богданов, сравнительную анатомию – Михаил Александрович Мензбир, Александр Андреевич Тихомиров, ботанику – Климент Аркадьевич Тимирязев, Иван Николаевич Горожанкин, физиологию – Иван Михайлович Сеченов, химию – Николай Дмитриевич Зелинский и Владимир Васильевич Марковников, анатомию человека – Дмитрий Николаевич Зернов…» «Я был в восторге от всего, что видел и слышал. Аккуратно посещал лекции и практические занятия. Вечерами занимался в читальном зале Румянцевской библиотеки». «Первые два года отводились основам естествознания – физике, химии, зоологии, ботанике: к географии студенты подходили позже, поэтому понятно, что многие уже успевали наметить себе специальностью, какую – нибудь из прослушанных наук…» А.С.Барков увлёкся ботаникой, его ближайшие друзья тоже будущие выдающиеся географы. Л.С.Берг и С.Г.Григорьев – зоологией. На последних курсах университета они становятся « добровольцами» - географами, «анучинцами» - учениками и единомышленниками профессора Д.Н.Анучина. Возглавив кафедру географии, незадолго до того переведённую на физико-математический факультет с историко-филологического, он взял на себя трудную задачу – положить начало созданию университетской географической науки.
читать дальшеЖизнь после окончания университета.
В 1898 году после окончания университета (с дипломом первой степени и золотой медалью) А.С.Барков, не имея средств, чтобы заниматься наукой, становиться преподавателем географии и естествознания сначала в семье одного саратовского помещика, а потом в Александровском женском институте и других средних учебных заведениях Москвы. Вскоре вместе с С.Г.Григорьевым, А.А.Крубером и С.В.Чефрановым А.С.Барков составил «московскую четвёрку» молодых тогда преподавателей, задумавших и совершивших буквально переворот в школьной географии.
« Для нас были ясны пороки школьного преподавания географии, - вспоминал А.С.Барков. – Но как их можно было устранить, этого мы по существу не знали. Что- то нужно было сделать. Прежде всего, как сделать уроки географии « интересными »? Для этого надо было отойти от сухих учебников… Мы решили издать хрестоматию, выбирая из описаний путешественников то, что нам казалось более типичным для страны и более интересным ».
Их сразу же поддержал Д.Н.Анучин, предоставив возможность пользоваться книгами, фотографиями, альбомами и другими пособиями и материалами университетского кабинета географии.
Издание географических хрестоматий.
За 1900-1904 года были составлены и изданы семь иллюстрированных географических хрестоматий: « Азия », « Америка», «Африка», «Европа», «Австралия». «Азиатская Россия» и «Европейская Россия» - объемом по 500-700 страниц. Каждая имела от 40 до 100 иллюстраций. Все они были высоко оценены в печати и выдержали по нескольку изданий. Это был большой успех.
Д.Н.Анучин выдвинул мысль о новой непростой задаче: «Теперь надо вам приняться за учебники. Вы ведь хорошо сработались». Взялись и за это. Над первым учебником «Начальный курс географии» для первого класса работали год. Вышел он в 1903 году. В 1905 году вышел второй учебник: «Курс географии европейских стран», в 1908 году третий: «Курс географии Европы». Завершили, как писал А.С.Барков, «самым трудным и самым сложным учебником – учебником географии России…
Учебник вышел во время войны, и поэтому он не был таким привлекательным и красочным…И не имел широкого распространения». Предыдущие же учебники выдержали соответственно 16,14, 10 изданий.
По общему признанию, учебники произвели переворот в обучении географии. Они давали не только описание, но и объяснение географических явлений и закономерностей, содействовали их пониманию, развивали интерес учащихся к географии. Теперь географию не надо было зубрить.
А.С.Барков проработал в московских средних учебных заведениях и школах более четверти века. В 110-й школе он 12 лет был директором и работал в ней до 1925 года. С 1920 года заведовал школьным подотделом Московского отдела народного образования. С 1924 года перешёл на работу в высшую школу. Работал в Индустриально-педагогическом институте им. Либкнехта и Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина, а с 1931-го по 1950 года в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова.
Звание профессора.
В 1926 году А.С.Баркову было присвоено звание профессора. С 1943 года он заведовал в МГУ кафедрой физической географии зарубежных стран. Им читались курсы физической географии СССР и зарубежных стран, страноведения, общего землеведения, методики преподавания географии. Значителен его вклад в становление и развитие советской географической науки, географии как учебного предмета в общеобразовательной и высшей школе, в подготовку и повышение квалификации научных и педагогических кадров специалистов-географов.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 16 мая 1934 года. « О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» была поставлена задача пересмотреть программы и учебники по географии. Новый учебник по географии для 5-го класса было поручено составить А.С.Баркову и А.А.Половинкину. Задание было выполнено в срок: учебник « Физическая география» уже в 1935 году был издан и утверждён как стабильный. Пятиклассники в школах страны почти 20 лет овладевали географией по этому учебнику. Он был переведён почти на все языки народов СССР.
В 1940 году вышел один из первых советских географических справочников для учителей: « Словарь-справочник по физической географии», составленный А.С.Барковым. Он трижды переиздавался в послевоенные годы.
С 1936 года А.С.Барков работал над фундаментальным трудом по географии Африки. Учебное пособие для студентов-географов « Физическая география частей света. Африка» вышло в год кончины автора – в 1953 году.
Ещё в дореволюционные годы, добившись значительных успехов в разработке и издании пособий по географии, побывав и в зарубежных поездках, А.С.Барков, тем не менее, не имел возможности осуществить свои замыслы научно-исследовательской экспедиционной работы. На финансовую поддержку каких-либо учреждений рассчитывать не приходилось: от географии не ждали никакой пользы, да и не считали её за науку. С победой Великой Октябрьской социалистической революции, « наряду с другими первостепенными задачами встала задача выяснить, что мы получили в наследство от капитализма. Оказалось,- вспоминал А.С.Барков,- что природные ресурсы страны мы знаем очень слабо… Было признано необходимым, прежде всего, всесторонне изучить природные ресурсы нашего центра. С этой целью были приглашены учёные Московского университета, и впервые была привлечена география… Мы, географы, впервые почувствовали почву под ногами. Выяснилось, что география нужна человека не только для удовлетворения его любознательности и туризма, но и для решения задач планового хозяйства».
С большим удовлетворением вспоминал А.С.Барков о своём участии в качестве руководителя географической группы в работе экспедиции 1930 год в районе Жигулёвских гор на Волге: « Мне приятно сознавать, что наши предварительные работы, хотя и в малой степени, могут оказаться полезными для грандиозного строительства Куйбышевской гидроэлектростанции».
В 20-30-х годах А.С.Барков увлечённо работал в составе, а потом и во главе геоморфологических отрядов и партий научно-исследовательских экспедиций в Московской области ( в том числе и в бывшей Тульской губернии), на Волге, в Крыму, в Архангельской области и др. Особенно детально он изучал карстовые явления, их влияние на формирование рельефа, а под Тулой ( в Щёкинском районе) и на шахтные воды и качество угля. Глубокие исследования этих явлений сделали А.С.Баркова одним из основоположников в нашей стране науки о карсте-карстоведения.
Не оставлял А.С.Барков научно-исследовательской, методической, педагогической деятельности и в суровые годы Великой Отечественной войны. В 1941-1943 годах он вместе с МГУ выезжал в Ашхабад. Там он написал физико-географический очерк Ирана, пособие « Конспект курса физической географии Западной Европы», читал лекции в Ашхабадском пединституте, на Высших партийных курсах при ЦК КП (б) Туркмении, выступал перед бойцами и офицерами Советской Армии, по радио и т.д. Семидесятилетний учёный считал своим долгом продолжать работу, вносить свою лепту в общее дело....
Из реферата "Знаменитые путешественники и учёные-географы -
уроженцы Тульского края"
Выполнила Осипова Юлия Александровна
Немногие знают о том, что одна из вершин на острове Парамушир (Курильские острова) названа именем нашего земляка — крупного ученого-географа и педагога, автора учебников и научных книг по географии, доктора географических наук, академика Александра Сергеевича Баркова.
Недозволенные песни
А. С. Барков родился 13 мая 1873 года в селе Покровское (прежнем имении Вадбольских) Епифанского уезда Тульской губернии. Учился в церковно-приходской школе, позже преобразованной в земское училище. С четырехлетнего возраста умел читать, и ученье ему давалось очень легко. Земское училище Барков окончил в 1882 году.
Его отец, Сергей Игнатович, безземельный крестьянин, отставной унтер-офицер, инвалид, получил место волостного писаря в Каркадиновской волости того же уезда, и семья переехала в деревню Дудкино, где помещалось волостное правление. Писарь получал 8 рублей в месяц, позже — 10, «на всем своем», то есть без питания.
Александр Сергеевич вспоминал: «Не более чем в 50 саженях от волостного правления начинался лес, тянувшийся на Новоселки и к селу Каркадинову. Растительность его и окружающих лугов была первым объектом моих ботанических „исследований“. В Дудкине я прожил с семи до десяти лет безвыездно. Читал я много, „глотал“ книги, как говорил мой отец. Мы… получали „Ниву“ со всеми приложениями. У нас был однотомник Пушкина, другие книги добывались случайно. Я постоянно бегал за книгами к священнику отцу Ивану».
После окончания земского училища Барков поступил в трехклассное уездное училище в городе Епифани. Отец из своего скудного жалованья выделял ему 3 рубля в месяц на проживание и питание на квартире у епифанского купца Молчанова.
Учителя советовали отцу Баркова продолжать обучение сына в Тульской гимназии. По знаниям (с латынью были проблемы) Александра приняли в 1886 году только во второй класс гимназии, хотя по возрасту надо было в третий. На проживание и питание в Туле требовалось уже целых 8 рублей в месяц. Отец сказал сыну: «Ты знаешь, сколько у меня всего капиталу? 200 рублей, которые я скопил за десять лет. Вот всё, что у меня для тебя заготовлено. На большее не рассчитывай».
Но уже с третьего класса Александр занялся репетиторством, получая 10 рублей в месяц за ученика. Все следующие гимназические годы он занимался зачастую уже с двумя гимназистами младших классов, а летом почти всегда уезжал продолжать занятия к ученикам в имения. И когда отец Баркова потерял работу, стал помогать деньгами родителям.
А. С. Барков вспоминал: «Уже на второй день после получения аттестата зрелости многие из нас надели студенческие фуражки! Устроили поездку на лодках по Упе. Было очень весело. Пели хором „Гаудеамус“. Всё шло хорошо, распрощались. Я заехал к моим старикам в Дудкино… Не знаю, по какому поводу я виделся с урядником. В разговоре он таинственно сообщил, что ему поручено следить за мной, потому что, „видите ли, во время гулянья на р. Упе вы пели какие-то недозволенные песни“.
Учебники и хрестоматии
На выбор дальнейшего обучения Александра Сергеевича на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, куда он поступил в 1894 году, повлияла, по его собственному признанию, проведенная в старших классах гимназии экскурсия в весенний пригородный лес с изучением местной растительности.
Первая научная работа Баркова, удостоенная в 1897 году золотой медали, была посвящена чисто ботанической теме и написана на материале Тульского края. Но вскоре склонность к ботанике уступила место глубокому интересу к географии. Сильное влияние на него в этом отношении оказал профессор Д. Н. Анучин, создавший именно в эти годы русскую университетскую географическую школу. А. С. Барков становится убежденным и последовательным «анучинцем».
В 1898 году после окончания университета с золотой медалью и дипломом I степени Александр Сергеевич вследствие стесненного материального положения не остался готовиться к профессорскому званию, а начал преподавать географию в средней школе, стараясь перестроить подход к этому учебному предмету. Убеждения Баркова по перестройке школьного курса географии разделяли и его будущие соавторы, также ближайшие ученики Д. Н. Анучина — А. А. Крубер, С. Г. Григорьев и С. В. Чефранов.
«Для нас были ясны пороки школьного преподавания географии,— вспоминал А. С. Барков.— Но как их можно было устранить, этого мы по существу не знали. Что-то нужно было сделать…Для этого надо было отойти от сухих учебников… Мы решили издать хрестоматию, выбирая из описаний путешественников то, что нам казалось более типичным для страны и более интересным».
Хрестоматии, а затем и учебники были созданы именно этой четверкой авторов, обеспечив все разделы тогдашней программы по географии. Также они выпустили учебник по общему землеведению и по страноведению как России, так и зарубежному.
С целью изучения методов преподавания естествознания и географии Барков несколько раз выезжал за границу — во Францию, Швейцарию, северную Италию, Германию, Австро-Венгрию. Эти поездки он совмещал с учительскими экскурсиями, в ходе которых знакомился с многими ландшафтами Западной Европы.
Мечта об Африке
До 1925 года Александр Сергеевич преподает непосредственно в школе, при этом 12 лет работает директором школы в Москве, а с 1920-го — заведующим школьным под — отделом Московского отдела народного образования. Затем он переходит на работу в высшие учебные заведения — в педагогические институты Москвы, а с 1931 года — в Московский университет. С 1926-го Барков — профессор, с 1935-го — доктор географических наук, с 1944-го — действительный член Академии педагогических наук РСФСР, а с 1943 по 1950 год — заведующий кафедрой физической географии зарубежных стран Московского университета.
Кроме того, Александр Сергеевич являлся активным членом Географического общества и Московского общества испытателей природы.
Он участвовал в экспедиционных исследованиях карстовых районов Московской области, Крыма, Пинеги, Жигулей, района Белгорода, Копет-Дага, при проведении проектных работ Волгостроя и при строительстве угольных шахт в Щекинском районе нашей области.
Многообразна деятельность А. С. Баркова, не прекращавшаяся до последних дней его жизни, в области школьной географии: создание учебников по географии для средней школы, публикации в журнале «География в школе», руководство географической секцией учебно-методического совета при Министерстве просвещения РСФСР, деятельность в Академии педагогических наук, разработка и чтение курса методики преподавания географии…
Если говорить о страноведении, то Барков особенно интересовался природой Африки. Находясь уже в преклонном возрасте, больной, переживший временную, почти полную потерю зрения, он неустанно следил за ходом изучения этого материка, находил силы быть в курсе его новейших исследований и к своему 80-летию закончил капитальную сводку по физической географии Африки.
28 декабря 1953 года смерть застала Александра Сергеевича за переработкой нового издания его «Словаря-справочника по физической географии» (он вышел в 1954 году, а затем еще раз в 1958-м).
Заслуги А. С. Баркова были отмечены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, званием заслуженного деятеля науки РСФСР и медалью имени К. Д. Ушинского. В его честь названа одна из вершин на острове Парамушир.
Ссылка на Тульские бренды