Зло познаётся стихийно, для познания Добра нужно время и Учитель.

Есть надежда, что жизнь главного поэта нашего поколения продлится как минимум ещё лет на тридцать…

Включил радио – и в комнату под шелест метронома тут же ворвался напряжённый голос популярного рэп-исполнителя Басты: «Я когда-то умру. Мы когда-нибудь все умираем. Как бы так угадать, чтоб не сам, чтобы в спину ножом? Убиенных щадят, отпевают и балуют раем. Не скажу о живых, а покойников мы бережём…»

Я знаю, что большинство поклонников творчества Высоцкого не приняло, не поняло этой осовремененной версии знаменитой баллады. А у меня душа радуется. Ещё совсем недавно я полагал, будто моё поколение было последним, для которого имя Владимира Семёновича хоть что-то значило. Но те, кто идут вслед за нами, вот вдруг тоже заметили наследие поэта, и захотели приспособить к своим ритмам, и запели – пусть не так, как мы, пусть по-своему, но от чистого сердца. Значит, он для них тоже живой?

Для нас же Высоцкий был неотъемлемой частью повседневной жизни, несмотря на то что осознание его значимости пришло уже после его смерти. Вписался он в круг наших интересов как-то незаметно. Мы ещё не знали имён кинозвёзд и не запоминали слова песен, а уже смотрели «Ну, погоди!», где в первых же кадрах волк карабкается по верёвке на балкон под музыку из «Вертикали». (Кстати, озвучивать этого персонажа, согласно первоначальной задумке режиссера, должен был именно Высоцкий, а не Папанов, и образ срисовывался фактически с него!)

Высоцкого слушали на кассетниках и проигрывателях герои некоторых фильмов из школьной жизни. Ну а когда пришло время для взрослого кино, трудно было не попасть под обаяние ершистого сыщика Глеба Жеглова из сериала «Место встречи изменить нельзя», пусть и перемудрившего немного в истории с подброшенным кошельком и склонного подозревать невиновных, но честного, смелого и мужественного.

В девять лет фильмы смотрят не ради играющих в них актёров, а ради интересной истории. Поэтому, не зная исполнителя роли нашего любимого героя, мы уже жили в эпоху Высоцкого.

Жил в эту эпоху и взрослый мир, но почему-то делал вид, будто этого не замечает. Правда иногда всплывала только на уровне тайных знаков для узкого круга знатоков. Допустим, идёт по телевизору программа «Служу Советскому Союзу!» – еженедельный слащавый рекламный ролик министерства обороны длиной в целый час, и где-то ближе к концу начинается сюжет о плановых учениях в Северокавказском военном округе. В течение пяти минут камера показывает, как рота десантников, состоящая, конечно же, из одних только отличников боевой и политической подготовки, проваливаясь по колено в вязкий снег, штурмует горный перевал, а за кадром звучит: «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так…» И на календаре 25 января – день рождения опального барда, и всем знаком этот хриплый голос, и понятно, почему именно сегодня и именно в таком контексте….

По той же причине – без громких анонсов, но всегда с расчётом на успех, телевидение регулярно в июле и в январе показывало то «Место встречи», то «Маленькие трагедии», то «Хозяина тайги». А на витринах всех пластиночных магазинов, на самом видном месте красовался скромно оформленный, лишённый всяких предисловий и аннотаций диск «Владимир Высоцкий. Песни».

Пластинки состояли из записанных с джазовым ансамблем «Мелодия», отчасти тщательно отцензурированных, отчасти позаимствованных из фильмов песен. Но почему-то даже мне, тринадцатилетнему школьнику, ничего не смыслившему в поэзии, сразу бросилось в глаза, насколько всё это непохоже на слышанное прежде. Всё-таки как бы комсомольская пресса не стыдила западный шоу-бизнес за все смертные грехи, массовая советская песня вполне соответствовала распространенному в западной поп-музыке понятию «изи лиснинг» (от англ. «easy listening» – «лёгкое слушание, ненавязчивое восприятие»). Это значит, что эстрадный хит должен создавать приятный фон для работы и отдыха, но ничем не отвлекать, не раздражать, не загружать сложными мыслями. Никаких неожиданных сюжетных поворотов в текстах, никакого намёка на психологию! Абстрактный Он – без возраста, профессии и почти без половых признаков, любит такую же абстрактную Её, а она танцует с другим – вот и всё содержание!

Высоцкий же предлагал совсем другую лирику: «Укр-р-раду, если кр-р-ража тебе по душе! Зря ли я столько дней р-разбазарил?..» – в этой рычащей первобытной страсти присутствовало куда больше правды, личного опыта и понимания, что для настоящей любви не должно быть ни границ, ни предрассудков.... Читать полностью

@темы: кумиры